Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии (медицинская, педагогическая, психологическая, специальная)
Модели
Субъекты деятельности
Задачи деятельности
Медицинский
· Невропатолог;
· Психиатр;
· Педиатр.
Выявление степени соматических, невротических и психосоматических расстройств детей.
Определение особенностей функ.-псих. нарушений у ребенка: внимания, памяти, мышления, речи.
Разработка индивидуализ. лечебной и леч.-коррк. программы.
Осущ. соотв. помощи детям и консул.учителей и родителей.
Психологический
· Практические психологи;
· Психологически-компетентные учителя.
Выявление степени сформир. психический функций.
Выяв. личностных особ., негативно влияющих на псих.здоровье, развитие, поведение и обучаемость детей.
Определение прогноза развития и коррекции, соответствующего индивидуализированной программе.
Психолог.консультирование и тренинг родителей, учителей.
Оптимизация морально-психологического климата ребенка.
Социально-педагогический
· Социальный педагог;
· Социальный работник;
· Психолог.
Профилактика и преодоление стрессогенных взаимоотношений во внешкольном социуме.
Предупреждение воздействия на детей лиц, связанных с криминальной субкультурой.
Обеспечение возможностей позитивного самоутверждения и самореализации детей.
Профилактика нездоровых интересов и влечений детей.
Обеспечение щадящего режима детям.
Вовлечении родителей в работу с детьми во внешкольное время.
Коррекционно-педагогический (специальный)
· Психолог;
· Дефектолог;
· Логопед;
· Учитель.
Каждый из них решает специф. коррекционные задачи:
-выявл. особ.познав. д-ти ребенка в процессе обучения;
-обеспечивают необходимую помощь учащимся в учебной, игровой и творческой д-ти;
- обрабатывают рез-ты проводимых наблюдений, корр.- реабилитационных мероприятий и совместно составляют индив. план ребенка с нарушением развития;
-проводят фронтальные и индив.занятия;
- участвуют в работе по развитию коммуникативных способностей детей;
-подготавливают необходимую документацию для ППК.
Модели | Субъекты деятельности | Задачи деятельности |
Медицинский | · Невропатолог; · Психиатр; · Педиатр. | Выявление степени соматических, невротических и психосоматических расстройств детей. Определение особенностей функ.-псих. нарушений у ребенка: внимания, памяти, мышления, речи. Разработка индивидуализ. лечебной и леч.-коррк. программы. Осущ. соотв. помощи детям и консул. учителей и родителей. |
Психологический | · Практические психологи; · Психологически-компетентные учителя. | Выявление степени сформир. психический функций. Выяв. личностных особ., негативно влияющих на псих.здоровье, развитие, поведение и обучаемость детей. Определение прогноза развития и коррекции, соответствующего индивидуализированной программе. Психолог. консультирование и тренинг родителей, учителей. Оптимизация морально-психологического климата ребенка. |
Социально-педагогический | · Социальный педагог; · Социальный работник; · Психолог. | Профилактика и преодоление стрессогенных взаимоотношений во внешкольном социуме. Предупреждение воздействия на детей лиц, связанных с криминальной субкультурой. Обеспечение возможностей позитивного самоутверждения и самореализации детей. Профилактика нездоровых интересов и влечений детей. Обеспечение щадящего режима детям. Вовлечении родителей в работу с детьми во внешкольное время. |
Коррекционно-педагогический (специальный) | · Психолог; · Дефектолог; · Логопед; · Учитель. | Каждый из них решает специф. коррекционные задачи: -выявл. особ. познав. д-ти ребенка в процессе обучения; -обеспечивают необходимую помощь учащимся в учебной, игровой и творческой д-ти; - обрабатывают рез-ты проводимых наблюдений, корр.- реабилитационных мероприятий и совместно составляют индив. план ребенка с нарушением развития; -проводят фронтальные и индив.занятия; - участвуют в работе по развитию коммуникативных способностей детей; -подготавливают необходимую документацию для ППК. |