Античный тип образования: учения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля о человеке.
Софистика. Начало классического периода в развитии древнегреческой философии ознаменовано переходом от космоцентризма к антропоцентризму. На первый план в это время выходят вопросы, связанные с сущностью человека – о месте человека в мире, о его предназначении. Данный переход связан с деятельностью софистов – учителей мудрости.
Первоначально под софистами подразумевались философы, добывавшие средства к существованию преподавательской деятельностью. Впоследствии же так стали называть тех, кто в своих речах стремился не к выяснению истины, а к доказательству предвзятой, иной раз заведомо ложной точки зрения.
Наиболее известными среди софистов были Протагор из Абдер (480-410 гг. до н.э.) и Горгий (ок. 480- 380 гг. до н.э.) из Леонтин.
Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Пример – «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога - значит ты их имеешь».
Сократ считается родоначальником педагогики Древней Греции. Отправной точкой его рассуждений являлся принцип, который он считал первой обязанностью
индивида, — «познай самого себя».
Сократ считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определенным эквивалентом «знания». Сократ рассматривал знание как познание самого себя.
Основные тезисы Сократа:
· «Благо» есть «знание».
· «Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям».
· «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью».
Философ Платон (ученик Сократа) основал собственную школу, эта школа получила название Платоновской академии.
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — это единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Платон ставит вопрос об идеальной системе образования, где:
· образование должно быть в руках государства;
· образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола;
· образование должно быть одинаковым для всех детей в возрасте 10-20 лет.
По Платону, образование и общество тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии. Платон был уверен в том, что образование поможет улучшить человеку свои природные способности.
К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и прошедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение философии.
Аристотель (ученик Платона) создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь).
Цель образования по Аристотелю — это развитие тела, устремлений и разума таким образом, чтобы гармонично объединить эти три элемента в их согласованном стремлении к лучшей цели — жизни, в которой проявляются все добродетели, моральные и интеллектуальные.
Также Аристотель сформулировал принципы образования: принцип природосообразности, природолюбия.
По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; нахождении собственного стиля и места в обществе. Аристотель полагал, что люди должны быть подготовлены для подобающего им места в жизни и им нужно помочь развить свойства, необходимые для решения соответствующих задач, при этом, как и Платон, считая, что потребности и благополучие государства должны превалировать над правами личности. Согласно Аристотелю, недостаточно в молодости получить правильное воспитание и встретить внимание: напротив, поскольку, уже, будучи мужем, надо заниматься подобными вещами и приучаться к ним, постольку мы будем нуждаться в законах, касающихся этих вещей и вообще охватывающих всю жизнь.
Философские взгляды на образование в Европе в эпоху Средневековья.
В средние века в основе воспитания и образования лежало религиозно-аскетическое мировоззрение. Человек рассматривался как нечто темное и греховное. Были введены строгие правила воспитания и поведения: посты и другие ограничения, частые и подчас изнурительные молитвы, покаяния, жестокое искупление грехов.
Представитель религиозной философии Аврелий Августин(354–430) признавал достижения античной образованности и педагогической мысли. Он призывал бережно относиться к ребенку, не наносить вреда его психике наказаниями. Но, Августин вместе с тем предостерегал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Поэтому светские знания рассматривались как второстепенные и вспомогательные, подчиненные изучению Библии и христианской догматики.
В этот период возникает новый вид средневековой учености - схоластика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания.
Главным представителем этого направления был Фома Аквинский(1225/26-1274). В трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретировал церковную традицию, пытался подчинить светское знание вере. Вся деятельность Фомы Аквинского была направлена на придание вероучению формы научного знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты представляли собой как бы философию религии, способствовали связям религии и науки, хотя и довольно искусственным.
Философские взгляды на образование в Европе в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания вновь становится актуальной и трактуется только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма.
Деятели этой эпохи критиковали средневековую схоластку и механическую «зубрежку», выступали за гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
Если церковь учила, что человек должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум. Педагогическая триада Возрождения — это классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание.