Образец оформления титульного листа
МР.ПМ.04.УП.02
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ. 04 «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
г. Нижний Тагил
2014
Рассмотрено на заседании экспертного совета.
Протокол №___ от «____ » . 2014 г.
Рецензенты:
Составитель: Цепова А.С.
Методические рекомендации для студентов по учебной практике «Методическое обеспечение образовательного процесса» / Цепова А.С. ГБОУ СПО СО «НТПК №1». – Нижний Тагил, 2014. - 15 с.
Методические рекомендации по учебной практике составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля «Методическое обеспечение образовательного процесса».
Методические рекомендации содержат цель и задачи учебной практики, описание содержания деятельности, формы подготовки отчетных документов практики.
Рекомендации предназначены для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Приложений 6.
© ГБОУ СПО СО «НТПК № 1», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...........................................................................................4
Содержание практики.............................................................................................6
Библиографический список....................................................................................7
Приложения.............................................................................................................9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе профессиональной подготовки будущего учителя важная роль принадлежит учебной практике по ПМ.04 «Методическое обеспечение образовательного процесса». Практика направлена на непрерывное и комплексное овладение студентами основ методической деятельности учителя начальных классов, а также обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Цель практики – формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в части организации методической работы учителя начальных классов.
Задачи практики:
1. Актуализация и применение на учебной практике теоретических знаний по психологии и педагогике, ПМ.04 «Методическое обеспечение образовательного процесса».
2. Овладение способами целеполагания и умением планировать деятельность учителя начальных классов с учетом предъявляемых к ней нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Развитие профессиональных умений разрабатывать и анализировать документацию учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОСНОО.
4. Развитие у студентов умения вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими общими и профессиональными компетенциями в результате освоения программы учебной практики «Методическое обеспечение образовательного процесса» студент должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации методической работы учителя начальных классов;
- определения цели и задач, планирования методической работы учителя начальных классов;
- ведения документации учителя начальных классов;
- разработки и оформления плана деятельности учителя начальных классов;
уметь:
- формулировать цели и задачи методической работы учителя начальных классов с учетом предъявляемых к ней нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- планировать деятельность учителя начальных классов;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при разработке плана деятельности учителя начальных классов;
знать:
- теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- нормативное регулирование деятельности учителя начальных классов;
- основы планирования деятельности учителя начальных классов;
- педагогические и гигиенические требования к организации деятельности учителя начальных классов;
- логику анализа деятельности учителя начальных классов;
- основные требования к документации учителя начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная практика по профессиональному модулю «Методическое обеспечение образовательного процесса» состоит из 18 часов. Проводится практика в течение V семестра III курса.
Студенты в ходе практики:
- знакомятся с теоретическими основами методической деятельности учителя начальных классов;
- приобретают навыки планирования в начальном общем образовании;
- приобретают умения изучения, обобщения и анализа педагогического опыта в начальном общем образовании;
- приобретают умения подготовки к устному выступлению, отчету, конспектированию.
Сроки | Содержание деятельности | Результат деятельности |
1 день | 1. Изучение требований к обобщению педагогического опыта. Составление матрицы требований. 2. Ознакомление с банком обобщения опыта учителей начальных классов. 3. Выполнение анализа обобщенного педагогического опыта учителя на соответствие требованиям (по выбору студента). | 1. Матрица требований к обобщению педагогического опыта. 2. Анализ педагогического опыта учителя начальных классов. |
2 день | 1. Изучение портфолио учителей начальных классов. На основе анализа различных вариантов, составление собственной структуры портфолио. 2. Знакомство с программами саморазвития учителей начальных классов. 3. Выполнение самодиагностики с целью разработки программы саморазвития. | 1. Структура портфолио учителя начальных классов. 2. Результаты диагностики уровня знаний и умений результатов в педагогической деятельности. |
3 день | 1. На основе результатов диагностики, составление плана саморазвития педагога. 2. Составление отчета по результатам практики. | 1. План саморазвития педагога. 2. Отчет по результатам практики. |
По окончании практики студентам выставляется зачет.
Отчетность студентов по практике:
- дневник, заверенный методистом;
- структура портфолио учителя начальных классов;
- план саморазвития педагога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белянкова Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя (Библиотека учителя) – М.: Просвещение,2010.- 214 с. Гриф Минобр.
2. Дик Н. Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах.- М.: Просвещение,2007.- 168 с.Гриф Минобр.
3. Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. -М.: Просвещение,2008.- М.: Просвещение,2006.- 192 с. Гриф Минобр
4. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение,2010.-178 с. Гриф Минобр. .
5. Психология детства. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: «Прайм – ЕВРО-ЗНАК», 2008.-368с. Гриф Минобр.
6. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Книга для учителя (Библиотека учителя) - М.: Просвещение,2010.- 302 с. Гриф Минобр.
7. Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации – М.: Просвещение, 2009. Гриф Минобр.
8. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с. Гриф Минобр.
9. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. Гриф Минобр.
10. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 31 с. Гриф Минобр.
11. Воронцов А.Б., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. (Стандарты второго поколения). – М. Просвещение, 2010. – 176 с. Гриф Минобр.
12. Демидова М.Ю., Иванов С.В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010. – 215 с. Гриф Минобр.
13. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009. – 48 с. Гриф Минобр.
14. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 99 с.
15. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. -Ульяновск: УИПКПРО,2009. – 56 с. Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов.-М.: Просвещение,2010.-246 с.
16. Вайнер Э.Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника / Э.Н. Вайнер // Практическая психология и логопедия. – 2003. – N 1-2. – С. 9–14.
17. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2001.
18. Бим-Бад Б.М. Законы воспитывающей и обучающей педагогической среды [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. – Режим доступа : http://bim-bad.ru/biblioteka.
19. Пятница Т.В. Мой ребенок - левша: диагностика и обучение леворуких детей. - М.: Просвещение,2010Изд. 2-е — 315 стр
20. Садовская В.С., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры –М.: ВЛАДОС, 2010г.- 234 с.
21. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М., 2006.
22. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей . - М.: Просвещение,2010.- 443 стр.
Ресурсы Интернет
nachalka.info › about/ - коллекция методических материалов
http://n-shkola.ru/ - коллекция методических материалов
http://nsc.1september.ru/ - коллекция методических материалов
mon.gov.ru/dok/npa/mon/8054/
Учительский портал © 2007 - 2014 metodisty.ru › m/sites/view/uchitelskii_portal – электронная библиотека нормативных документов и методических материалов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец оформления титульного листа
Дневник по практике «Методическое обеспечение образовательного процесса» студента(ки)____группы ГБОУ СПО СО «НТПК №1» _______________________________________________________________ Ф.И.О. (в родительном падеже) Руководитель практики: ___________________ (Ф.И.О.) г. Нижний Тагил |
Содержание практики
Дата | Содержание практической деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2