На 2013-2014 учебный год- 202 часа

1 класс- 66 часов (2 раза в неделю)

2 класс- 68 часа (2 раза в неделю)

3 класс- 68 часа (2 раза в неделю)

Учебно-тематический план

Класс

Тема раздела Кол-во часов
Вводное занятие
Работа с глиной и пластилином. 12ч
Работа с природными материалами. 14ч
Работа с бумагой. 21ч
Работа с текстильными материалами. 19ч
  итого 66ч

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию-1 класс

Тема урока Кол-во часов Дата Индивидуальная работа словарь НРК
    66ч        
  1 четверть 18ч        
Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-технических требований. Выявление знаний и умений учащихся.     Соблюдение техники безопасности и санитарно-технических требований.   «Все работы хороши, выбирай себе на вкус».  
  Работа с глиной и пластилином. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина- твердая, размоченная- мягкая. Пластилин- твердый , мягкий и вязкий. Глина пластилин  
Упражнения в подготовке материала к лепке. Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.       Раскатывание пластилина и глины в ладонях(столбики).        
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.       Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар).      
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара : яблока, помидора, апельсина; составление композиции из приготовленных овощей и фруктов(помидоры в корзинке).     Скатывание шара в ладонях и вдавливание на поверхности шара.       Беседа о художниках Южного Урала.  
Лепка по образцу предметов овальной формы : сливы, огурца, картофеля; составление композиции ( овощи на тарелке)       Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы.      
Лепка по образцу предметов круглой и овальной формы.     Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы.   овал  
  Работа с природными материалами.     Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, величина, форма, хрупкость листьев. Сбор, хранение природных материалов. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.    
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала ( листьев, цветов, семян-крылаток клена, сучков).     Сбор и укладывание в коробки, между листами бумаги.   Семена крылаток клена  
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).     Сбор и укладывание в коробки, между листами бумаги.   Засушенные листья  
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.       Прикрепление засушенных цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из цветов   гуммированная бумага    
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц».       Прикрепление засушенных цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из цветов      
  Работа с бумагой.   Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается. Впитывает влагу, теряет прочность, режется Правильное складывание бумаги по сгибу, разглаживание гладилкой от центра к краю.    
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.     Складывание по средней линии, с угла на угол, разрывание бумаги по сгибу.      
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги с разрезной азбукой и цифрами.     Складывание по средней линии, с угла на угол, разрывание бумаги по сгибу.   Наборная линейка  
Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.   Складывание с угла на угол и по средней линии.        
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обвертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.     Складывание с угла на угол и по средней линии.     шапочка-пилотка  
Изготовление по образцу стаканчика для семян.     Складывание с угла на угол и по средней линии.      
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).     Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук.      
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).     Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук.     шаблон    
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).     Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук.        
  2 четверть 14ч        
  Работа с глиной и пластилином.   Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Определение готовности к работе пластилина.    
Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.     Лепка грибов двумя способами: из целого куска и двух половинок. Соединение деталей примазыванием.        
Лепка по образцу букв и цифр на подложке.     Лепка цифр двумя способами: из целого куска и двух половинок. Соединение деталей примазыванием.      
  Работа с природными материалами.   Свойства природных материалов: Цвет, форма, величина, твердость, мягкость, особенности поверхности.    
Изготовление по образцу ежа из пластилина ( иглы из обломанных крылаток ясеня, веточек).     Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей.     Животные Южного Урала.  
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина , лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.   Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей.   Способ вкалывания  
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток ясеня или мелких листьев.     Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей.      
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).     Соединение пластилина с природным материалом.       Озера Челябинской области.  
Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрытой сосновой шишки ( хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина   Соединение пластилина с природным материалом.     желудь  
  Работа с бумагой ( с применением клея).   Соблюдение санитарно-технических требований при работе с клеем. Правила безопасности с режущими инструментами    
Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги ( цепочка, гармошка). Работа поводится группой или по 2 человека.     Правила безопасности с режущими инструментами, клеем.   цепочка, гармошка  
Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.     Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисточки.   Гирлянда змейка  
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.     Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисточки.      
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов ( сливы, яблока, огурца, помидора).     Симметричное вырезывание.   Симметричное вырезывание.      
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.       Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание      
31,32 Изготовление елочных гирлянд.       Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание      
  3 четверть 18ч        
  Работа с глиной и пластилином.   Инструменты, применяемые при лепке , их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно- гигиенических требований при выполнении лепки.    
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона   Применение в работе инструментов для резания материала, зачистка изделий и обработка деталей фигуры.      
34,35 Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.       Применение в работе инструментов для резания материала, зачистка изделий и обработка деталей фигуры.      
  Работа с природными материалами.   Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.    
Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.     Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.       Птицы: воробьи.  
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.     Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.   каштан  
Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей.(глаза).     Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.   Плюски желудей Птицы: сова.  
Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей.(глаза).     Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.      
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.       Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.   пингвин  
  Работа с бумагой (аппликации).   Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.    
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).   Размещение на листе бумаги элементов аппликации.      
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур ( квадратов, треугольников, кругов), чередующих по форме и цвету.   Размещение на листе бумаги элементов аппликации.   орнамент  
Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате.       Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.      
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи.       Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.   пирамидка  
  Работа с нитками. Практические работы.   Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.    
45,46 Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток- наклеивание на подложку из цветной бумаги.     Организация рабочего места. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.      
47,48 Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.     Приемы витья шнурка,      
49,50 Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.     Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.        
  4 четверть 17ч        
  Работа с глиной и пластилином.     Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.    
51,52 Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставах из плотного картона с помощью учителя (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»,) Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета( скамейку, колобок, репку, грибы).     Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов ( ветки, бумага, картон).        
  Работа с бумагой.   Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.    
53,54 Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.       Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.     Урало-сибирские узоры.  
  Работа с нитками (шитье по проколу).     Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница).    
55,56 Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом « игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).     Правильная хватка инструментов, пользование наперстком.     шитье по проколу  
57,58 Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, Закрашивание контура.       Приемы вдевания ниток в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте.      
59,60 Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием   Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям.     Овощи и фрукты Урала.  
61,62 Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.     Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям.    
63,64 Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема(прошить способом « игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания       Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям.    
65,66, Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема(прошить способом « игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания     Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям.    
             

Наши рекомендации