На 2013-2014 учебный год- 202 часа
1 класс- 66 часов (2 раза в неделю)
2 класс- 68 часа (2 раза в неделю)
3 класс- 68 часа (2 раза в неделю)
Учебно-тематический план
Класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
Вводное занятие | 1ч | |
Работа с глиной и пластилином. | 12ч | |
Работа с природными материалами. | 14ч | |
Работа с бумагой. | 21ч | |
Работа с текстильными материалами. | 19ч | |
итого | 66ч |
Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию-1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Индивидуальная работа | словарь | НРК |
66ч | ||||||
1 четверть | 18ч | |||||
Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-технических требований. Выявление знаний и умений учащихся. | 1ч | Соблюдение техники безопасности и санитарно-технических требований. | «Все работы хороши, выбирай себе на вкус». | |||
Работа с глиной и пластилином. | Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина- твердая, размоченная- мягкая. Пластилин- твердый , мягкий и вязкий. | Глина пластилин | ||||
Упражнения в подготовке материала к лепке. Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины. | 1ч | Раскатывание пластилина и глины в ладонях(столбики). | ||||
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | 1ч | Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар). | ||||
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара : яблока, помидора, апельсина; составление композиции из приготовленных овощей и фруктов(помидоры в корзинке). | Скатывание шара в ладонях и вдавливание на поверхности шара. | Беседа о художниках Южного Урала. | ||||
Лепка по образцу предметов овальной формы : сливы, огурца, картофеля; составление композиции ( овощи на тарелке) | 1ч | Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. | ||||
Лепка по образцу предметов круглой и овальной формы. | 1ч | Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. | овал | |||
Работа с природными материалами. | Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, величина, форма, хрупкость листьев. Сбор, хранение природных материалов. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. | |||||
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала ( листьев, цветов, семян-крылаток клена, сучков). | 1ч | Сбор и укладывание в коробки, между листами бумаги. | Семена крылаток клена | |||
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький). | 1ч | Сбор и укладывание в коробки, между листами бумаги. | Засушенные листья | |||
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги. | 1ч | Прикрепление засушенных цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из цветов | гуммированная бумага | |||
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц». | 1ч | Прикрепление засушенных цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из цветов | ||||
Работа с бумагой. | Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается. Впитывает влагу, теряет прочность, режется Правильное складывание бумаги по сгибу, разглаживание гладилкой от центра к краю. | |||||
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. | 1ч | Складывание по средней линии, с угла на угол, разрывание бумаги по сгибу. | ||||
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги с разрезной азбукой и цифрами. | 1ч | Складывание по средней линии, с угла на угол, разрывание бумаги по сгибу. | Наборная линейка | |||
Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. | 1ч | Складывание с угла на угол и по средней линии. | ||||
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обвертывание учебников покупными суперобложками, бумагой. | 1ч | Складывание с угла на угол и по средней линии. | шапочка-пилотка | |||
Изготовление по образцу стаканчика для семян. | 1ч | Складывание с угла на угол и по средней линии. | ||||
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике). | 1ч | Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. | ||||
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям). | 1ч | Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. | шаблон | |||
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям). | 1ч | Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. | ||||
2 четверть | 14ч | |||||
Работа с глиной и пластилином. | Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Определение готовности к работе пластилина. | |||||
Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов. | 1ч | Лепка грибов двумя способами: из целого куска и двух половинок. Соединение деталей примазыванием. | ||||
Лепка по образцу букв и цифр на подложке. | 1ч | Лепка цифр двумя способами: из целого куска и двух половинок. Соединение деталей примазыванием. | ||||
Работа с природными материалами. | Свойства природных материалов: Цвет, форма, величина, твердость, мягкость, особенности поверхности. | |||||
Изготовление по образцу ежа из пластилина ( иглы из обломанных крылаток ясеня, веточек). | 1ч | Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей. | Животные Южного Урала. | |||
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина , лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки. | 1ч | Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей. | Способ вкалывания | |||
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток ясеня или мелких листьев. | 1ч | Соединение пластилина с природным материалом способами вкалывания деталей. | ||||
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). | 1ч | Соединение пластилина с природным материалом. | Озера Челябинской области. | |||
Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрытой сосновой шишки ( хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина | 1ч | Соединение пластилина с природным материалом. | желудь | |||
Работа с бумагой ( с применением клея). | Соблюдение санитарно-технических требований при работе с клеем. Правила безопасности с режущими инструментами | |||||
Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги ( цепочка, гармошка). Работа поводится группой или по 2 человека. | 1ч | Правила безопасности с режущими инструментами, клеем. | цепочка, гармошка | |||
Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. | 1ч | Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисточки. | Гирлянда змейка | |||
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям. | 1ч | Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисточки. | ||||
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов ( сливы, яблока, огурца, помидора). | 1ч | Симметричное вырезывание. | Симметричное вырезывание. | |||
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. | 1ч | Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание | ||||
31,32 | Изготовление елочных гирлянд. | 2ч | Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание | |||
3 четверть | 18ч | |||||
Работа с глиной и пластилином. | Инструменты, применяемые при лепке , их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно- гигиенических требований при выполнении лепки. | |||||
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона | 1ч | Применение в работе инструментов для резания материала, зачистка изделий и обработка деталей фигуры. | ||||
34,35 | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. | 2ч | Применение в работе инструментов для резания материала, зачистка изделий и обработка деталей фигуры. | |||
Работа с природными материалами. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами. | |||||
Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек. | 1ч | Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. | Птицы: воробьи. | |||
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева. | 1ч | Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. | каштан | |||
Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей.(глаза). | 1ч | Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. | Плюски желудей | Птицы: сова. | ||
Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей.(глаза). | 1ч | Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. | ||||
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина. | Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. | пингвин | ||||
Работа с бумагой (аппликации). | Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. | |||||
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). | 1ч | Размещение на листе бумаги элементов аппликации. | ||||
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур ( квадратов, треугольников, кругов), чередующих по форме и цвету. | 1ч | Размещение на листе бумаги элементов аппликации. | орнамент | |||
Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате. | 1ч | Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. | ||||
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. | 1ч | Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. | пирамидка | |||
Работа с нитками. Практические работы. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. | |||||
45,46 | Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток- наклеивание на подложку из цветной бумаги. | 2ч | Организация рабочего места. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. | |||
47,48 | Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. | 2ч | Приемы витья шнурка, | |||
49,50 | Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. | 2ч | Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. | |||
4 четверть | 17ч | |||||
Работа с глиной и пластилином. | Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места. | |||||
51,52 | Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставах из плотного картона с помощью учителя (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»,) Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета( скамейку, колобок, репку, грибы). | 2ч | Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов ( ветки, бумага, картон). | |||
Работа с бумагой. | Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. | |||||
53,54 | Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. | 1ч | Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание. | Урало-сибирские узоры. | ||
Работа с нитками (шитье по проколу). | Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница). | |||||
55,56 | Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом « игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг). | 1ч | Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. | шитье по проколу | ||
57,58 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, Закрашивание контура. | Приемы вдевания ниток в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. | ||||
59,60 | Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием | 2ч | Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям. | Овощи и фрукты Урала. | ||
61,62 | Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам. | Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям. | ||||
63,64 | Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема(прошить способом « игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания | Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям. | ||||
65,66, | Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема(прошить способом « игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания | 3ч | Шитье по проколам приемом « игла вверх-вниз» по намеченным линиям. | |||