Тема 1.4 Методологические основы исследования
План
1. Понятие о методологии
2. Методологические характеристики исследования
Основой научных исследований является методология, которая определяет мировоззренческие позиции, подход к исследованию, выбор методов и объясняет результаты.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
Выводы
и
предложения.
Обработка материалов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Конкретное воплощение метода,
в соответствии с целью исследования
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Способы получения фактов о предмете науки.
Методологические принципы научного исследования.
Требования к построению исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Методологической основой педагогики является философия.
(Диалектико-матеариалистическое понимание предмета науки).
В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии.
В наиболее широком смысле методологию трактует «Философский энциклопедический словарь» М., 1983, с. 365.
Методология- это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975.
Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира.
В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Педагогическое исследование строится на базе методологии. Если до недавнего времени научное педагогическое исследование проводилось в рамках единой философской концепции, то в настоящее время необходимо определить в рамках какой философской концепции разворачивается исследование, каков взгляд зрелого или начинающего ученого на ребенка, его духовное или социальное развитие на период детства и каково отношение к педагогическим воздействиям.
Неудачи некоторых исследователей и практиков, использующих инновационные педагогические технологии, кроется в том, что заимствуется внешняя форма работы с детьми, и при этом игнорируются философские взгляды, на которых построены разные модели воспитания (антропософия в вальдорфской педагогике Штейнера, взгляд на духовное развитие Монтессори, христианское понимание сущности человека в Пилотной школе Ховарда и др.)
Хотя в современном мире параллельно существуют разные точки зрения, официальная отечественная педагогика изучает педагогическое явление с позиции диалектики
(Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления)
Когда принадлежность планируемой, осуществляемой или завершенной работы к науке I подтверждена, необходимо ее осмыслить в свете более детальных методологических характеристик.
Разумеется, исследовательская работа - дело творческое, но исследователю необходимо овладеть основными правилами и процедурами, а также способами оценки своей деятельности, которые составляют своего рода «грамматику» научной работы. Анализ опыта и методологии научных исследований позволяют определить минимальный перечень методологических категорий, выступающих как характеристики педагогического исследования в процессе его проведения и взавершенном виде. В.В. Краевский выделяет следующие характеристики:
- проблема
- тема
- актуальность
- объект исследования
- предмет исследования
- цель
- задачи
- гипотеза и защищаемые положения
- новизна
- значение для науки и практики.
Проблема.
По мнению В.В. Краевского, исследование начинается с определения проблемы,которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Проблема - это область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки». Выявлять ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно:
1) много знать;
2) знать каких знаний не хватает.
Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие, разрешение которого может дать принципиально новое научное
знание.
Тема.
По мнению В.В.Краевского, проблема должна найти отражение в теме исследования.
Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутогонаукой, от привычного к новому,содержать момент столкновения старого с новым.
Актуальность
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос « Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?»