Педагогических и иных работников
Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных учреждений, являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601; приказ № 1601);
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», зарегистрированным Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный № 8110 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени; приказ Минобрнауки России № 69[11]);
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963 (далее – постановление Минтруда России № 41)[12].
Настоящий комментарий связан, прежде всего, с применением положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, регулирующих в зависимости от занимаемых педагогическими работниками должностей и (или) специальностей с учетом особенностей их труда продолжительность их рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, а также случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Как следует из приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, основанием для его принятия является статья 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также пункт 5.2.71. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (пункт), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (с изменениями и дополнениями), в котором закреплено полномочие по регулированию всех перечисленных выше вопросов.
Необходимо отметить, что положения приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, связанные с вопросами продолжительности рабочего времени (нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, с порядком определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, с основаниями ее изменения, а также со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки, обеспечивают стабильность правового регулирования перечисленных трудовых прав работников, поскольку основаны на положениях ранее действовавших нормативных правовых актов(на основе приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075, типового положения об общеобразовательном учреждении, предусматривавшего порядок установления и изменения учебной нагрузки учителей, а также типовых положениях об учреждениях среднего или высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, определявших верхние пределы учебной нагрузки преподавателей).
Принимая во внимание, что от фактического объема учебной нагрузки учителей и преподавателей или объема педагогической работы других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, зависит размер их заработной платы, то настоящие комментарии наряду с разъяснениями положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601, а также других, непосредственно связанных с ним нормативных правовых актов, содержат, кроме того, разъяснения по применению соответствующих механизмов, которые следует использовать при исчислении заработной платы педагогических работников в зависимости от их должности.