Структурно-функциональные основы памяти и обучения
Каждый вид памяти (сенсорная оперативная, кратковременная и долговременная) с функциональной точки зрения обеспечивается мозговыми процессами разной сложности.
Формирование следа памяти — это сложный динамический процесс, в котором участвует множество мозговых образований. Каждое из них играет определенную роль в реализации тех или иных видов нервной деятельности, внося свои временной и функциональный вклад. В процессе обучения в корково-подкорко-вых структурах формируется модель пространственного распределения возбужденных структур и при включении пускового стимула (условного, обстановочного, мотивационного, словесного и др.) она воспроизводится, определяя конечный специфический результат условно-рефлекторной деятельности.
Закрепление информации о событиях внешнего мира в их пространственной и временной взаимосвязи представляет собой многоэтапный процесс. Первый этап связан с возникновением сенсорных следов, составляющих содержание сенсорной памяти. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем, оптимальный уровень функционирования которых обеспечивается активирующими системами мозга. Одновременно с приходом сенсорной информации в корковые зоны наступает второй этап, определяющий кратковременную память. На этом этапе осуществляется сортировка сенсорных сигналов, выделение из них новой информации для организма. Сортировка происходит через включение ориентировочного рефлекса, который в основном обеспечивает взаимодействие специфических анализаторных систем с гиппокампом. Гиппокамповая система выполняет роль специального устройства, которое не допускает жесткой фиксации всех случайных следов и способствует наилучшей классификации процессов длительного хранения сенсорных следов. В долговременной памяти (третий этап) фиксируются значимые для организма события. Отбор значимых событий среди новых, выделенных гиппокамповой системой, осуществляется системой подкрепления, которая представлена сложным эмоционально-мотивационным аппаратом.
Долговременная память активно включается в процесс выделения гиппокам повой системой новых сигналов и оценивает значимость таких сигналов для организма. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти: следовые процессы переходят в устойчивую структуру.
Индивидуальные различия памяти
Человеческая память имеет количественные и качественные характеристики, которые имеют индивидуальные различия. Скорость, прочность, длительность, точность памяти и объем запоминания —- это ко/шчественные показатели. Качественные показатели определяются доминированием различных сенсорных областей, следовательно, выделяют зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную
тйпы памяти, а также их сочетания. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховой и моторно-слуховой типы памяти.
При доминировании у человека зрительной памяти запоминание и воспроизведение информации происходит посредством зрительных образов и представлений. Такой человек для освоения материала обязательно должен его прочесть, увидеть. Разговаривая, он часто пользуется предикатами визуального (зрительного) типа.
У людей с выраженной способностью слухового воспроизведения закрепле
ние информации идет через акустические образы: им. лучше один раз услышать,
чем несколько раз увидеть. В разговоре они используют аудиальные (слуховые)
предикаты. •'-
Людям с преобладанием моторного типа памяти при запоминании помогает записывание информации, а также включение различных движений. Вспоминая, они воссоздают запечатленные движения и ощущения. При общении у них доминируют предикаты кинестетического типа.
Среди лиц со зрительно-образным восприятием встречаются люди с так называемым эйдетическим зрением. Они способны сохранять яркое, точное видение образа после однократного зрительного восприятия информации и ее короткой умственной (в основном образной) переработки. При этом возникающий зрительный образ может сохраняться длительное время и при необходимости восстанавливаться в подробных деталях даже спустя многие годы.
Эйдетическая память чаще встречается в детском возрасте, с годами постепенно утрачивая свою остроту. Этот вид памяти, особенно присущий художникам, при постоянном использовании может развиться и совершенствоваться.
Формирование и развитие определенных типов памяти во многом зависит от характера профессиональной деятельности. У научных работников бывает хорошо развита смысловая и логическая память, у актеров, врачей, работников правоохранительной сферы — память на лица.
Процессы памяти тесно связаны с эмоциональным состоянием, настроением человека, особенностями его темперамента, характера, интересами и потребностями. Высокий эмоциональный тонус в момент восприятия информации располагает к прочному и более долговременному запоминанию. Интересные и важные для человека факты всегда запоминаются лучше.
Память также зависит от возраста, психического и физического состояния человека. В период стрессов, болезней, в результате сильного утомления, поражения головного мозга характеристики памяти резко ухудшаются. В свою очередь, расстройства памяти влияют на общее состояние человека и представление его осебе.
Нарушения памяти
Нарушения памяти происходят при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Они возникают после черепно-мозговых травм, перенесенных заболеваний Мозга, при опухолях, хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипер-
ISO
тоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере.
Наиболее частыми нарушениями памяти являются амнезии, агнозии, апрак-сии, афазии.
Амнезии — нарушения памяти на события. Невозможность вспомнить события, предшествующие потере памяти (в результате травмы, алкогольной интоксикации и т. д.), называется ретроградной амнезией. При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти.
При развитии церебрального атеросклероза можно наблюдать, как потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом по мере прогрессирования заболевания распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминать новую информацию.
Антероградная амнезия характеризуется потерей способности к усвоению новой информации (нарушается передача из кратковременной памяти в долговременную).
Агнозии — нарушения восприятия — приводят к потере способности расшифровывать поступающую информацию. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может его распознать. При слуховой агнозии не узнаются известные ранее мелодии и звуки. Тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определять хорошо знакомые предметы.
Апраксии — нарушения программированных движений — выражаются в не
возможности выполнить стереотипно привычные движения, такие как одевание,
умывание, приготовление пищи и т. д. ■'
Афазии — расстройства речи: а) экспрессивный вид — нарушение передачи информации путем устной или письменной речи; 6) рецептивный вид — нарушение восприятия или расшифровки устной или письменной информации. В целом афазии приводят к нарушению способности пользования языком.
Расстройства активной речи (устной или письменной): нарушение артикуляции (афазия Брока), при котором теряется способность произносить слова, хотя их значение понимается (чаще при повреждениях в лобной доле мозга); нарушение письма (аграфия), когда человек не может координировать движения во время акта написания при мысленном и словесном понимании поставленной задачи.
Нарушения восприятия речи: расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) — больной слышит сказанные ему слова, но не может осмыслить и понять их значение (повреждение в задней части височной доли мозга); нарушение чтения (алексия) — теряется способность распознавать буквы и слова, хотя зрительное восприятие их не теряется (повреждения в затылочной доле мозга).
Встречаются сочетания различных видов расстройств памяти.