I. Организационный момент. - Ребята, отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

- Ребята, отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

В стране озер, протяжных вьюг

И редких певчих стай

У Герды есть любимый друг –

Хороший мальчик Кай.

За Королевой Снежной вслед,

Мальчишка, не спеши!

В её глазах - холодный свет,

В ней вовсе нет души.

(«Снежная Королева».)

II.Пальчиковая гимнастика «Посмотрите, мы олени».

Посмотрите, мы олени.

(Скрещенные напряжённые рукинад головой.)

Рвётся ветер нам навстречу.

(Махи кистями рук к лицу.)

Ветер стих, расправим плечи,

(Плавно опускать руки.)

Руки снова на колени.

(Опустить руки на колени.)

III.Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева» (Пересказ И. Красниковой).

В большом городе в соседних домах жили мальчик и девоч­ка. Звали их Кай и Герда. Летом они любовались чудесными ро­зами под окном, а зимой дышали на замёрзшие стёкла и смотре­ли, как за окном завывает метель. «Это сердится Снежная Коро­лева», - объяснила им бабушка. «А она не ворвётся сюда?» - спросила Герда. «Пусть только попробует! - пригрозил Кай. - Я посажу её на печку, и она растает!»

Вечером Кай выглянул в окно и вдруг увидел женщину ос­лепительной красоты. Она была вся изо льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было тепла. Она кивнула мальчику и пома­нила его рукой. Кай очень испугался и спрыгнул со стула.

На следующий день было морозно и солнечно. Дети на пло­щади играли в снежки и веселились. Вдруг появились большие белые сани, и Кай живо привязал к ним свои санки. Большие сани понеслись по площади. Кай никак не мог отцепиться, за­кричал во весь голос, но его никто не услышал.

Вдруг сани остановились. Из них вышла высокая белая жен­щина - Снежная Королева. Она наклонилась к Каю и поцеловала его. Поцелуй её был холоднее льда. И Кай позабыл и Герду, и бабушку, и розы, и всё на свете.

А что же стало с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Никто не видел, куда он девался. Герда горько плакала и тосковала по Каю. Но девочка решила, во что бы то ни стало разыскать его.

Наступила весна. Однажды утром Герда поцеловала спящую бабушку и побежала прямо к реке. Она села в лодку, и волны тихо понесли её всё дальше и дальше. Сначала девочка очень испугалась, но потом подумала, что река несёт её к Каю, и пове­селела. Но вот лодка приплыла к домику с цветными стёклами в окошках. Из домика вышла старушка.

Герда спросила её про Кая, но старушка ничего о нём не знала. Очень уж ей захотелось оставить девочку у себя. Старуш­ка расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем и заколдо­вала розы в саду, чтобы Герда всё забыла. Но вот однажды она увидела на шляпе старушки розу и побежала в сад. Она горько заплакала, и на том месте, куда попали слезинки, вырос розовый куст. И Герда вспомнила Кая.

Герда убежала от старушки. Ах, как болели её бедные уста­лые ножки! Как холодно и сыро было в воздухе!

Герда присела отдохнуть. Вдруг она увидела большого во­рона. Он спросил, куда это она бредёт одна-одинёшенька. Де­вочка всё ему рассказала. Ворон сказал, что его невеста живёт во дворце у принца и принцессы. И юный принц очень похож на её Кая!

Вороны помогли Герде пробраться во дворец. Как, билось сердечко Герды от страха и радостного нетерпения! Да, да, он, верно, здесь! Она так живо представляла себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку... Увы! Когда она увидела принца, то поняла, что это не Кай! Но принц и принцесса были так доб­ры к девочке! Они выслушали её грустный рассказ и воскликнули «Ах ты, бедняжка!». На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат, дали и башмаки, муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и поже­лали ей счастливого пути.

Герда въехала в тёмный лес. Карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они ограбили Герду, но маленькой дочке старухи-разбойницы понравилась отважная девочка, и она отпустила её и даже подарила своего северного оленя. Олень пустился бежать во всю прыть по кочкам и боло­там. Вдруг на небе засияло голубое пламя. «Вон моё родное се­верное сияние! - сказал олень. - Это Снежная Королева зажига­ет голубые бенгальские огни». При его свете олень с Гердой до­бежал до дома знакомой финки и рассказал ей историю Герды. «Отнеси девочку в сад Снежной Королевы и оставь у куста с красными ягодами», - сказала финка, а потом посадила Герду на спину оленя. Олень помчался дальше. Он добежал до куста с красными ягодами, опустил девочку на снег, поцеловал её и стрелой понёсся назад. Бедная девочка осталась одна на трес­кучем морозе. Она побежала изо всех сил и вдруг очутилась пе­ред ледяным дворцом. Как холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах! Посреди ледяного зала на троне сидела Снежная Королева, а у её ног съёжился посиневший от холода мальчик, пытаясь выложить из острых льдинок слово «веч­ность». «А сейчас я полечу по делам», - сказала Снежная Коро­лева, - а ты получишь новые коньки, если сможешь положить льдинки, как я велела!» И она исчезла. Кай остался один - блед­ный, неподвижный, точно неживой.

В это время в огромные ворота вошла Герда. Она сейчас же узнала Кая, бросилась к нему, крепко обняла и воскликнула: «Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Герда заплакала: горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и растопили лёд. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался: «Герда! Где же ты была так долго?» Взявшись за руки, они вышли из ледяных стен и побежали прочь, к цветущим лугам, к солнышку, туда, где зе­ленела трава и расцветали розы.

IV.Игра «Один - много».

Город - города. Дворец - дворцы.

Роза - розы. Башмак - башмаки.

Стекло - стёкла. Карета - кареты.

Метель - метели. Олень - олени.

Лёд - льды. Сердце - сердца.

V. Игра «Назови ласково».

Город - городок. Разбойник - разбойничек.

Роза - розочка. Трон - тропик.

Снег - снежок. Сердце - сердечко.

Лёд - ледок. Стена - стеночка.

Башмак - башмачок. Солнце - солнышко.

VI. Игра «Сосчитай».

2 больших города, 5 больших городов.

2 красивые розы, 5 красивых роз.

2 черных ворона, 5 черных воронов.

2 ледяных дворца, 5 ледяных дворцов.

2 золотые кареты, 5 золотых карет.

2 северных оленя, 5 северных оленей.

2 острые льдинки, 5 острых льдинок.

2 добрых сердца, 5 добрых сердец.

2 сверкающие стены, 5 сверкающих стен.

VII. Игра «Слова наоборот».

Встреча - разлука. Румяный - бледный.

Друг - враг. Горячий - холодный.

Жар - холод. Жарко - холодно.

Зима - лето. Растопила - заморозила.

Храбрость - трусость. Встречать - провожать.

Свобода - неволя. Спешить - медлить.

Добрая - злая. Радовать - огорчать.

Хорошая - плохая. Нежно - грубо.

Веселая - грустная.

VIII.Игра «Слова-друзья».

Метель - вьюга, пурга, буран. ,

Дворец - замок.

Разбойник - грабитель, бандит.

Отважная - смелая.

Тосковать - скучать.

Бежать во всю прыть - бежать быстро.

Брести - идти медленно.

IX.Речь с движениями «Зима».

Наконец пришла зима, (Руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Руки в виде крыши над головой.)

Снег на улице идёт, (Движения руками сверху вниз.)

Дворник улицу метёт, (Изобразить.)

Мы катаемся на санках, (Присесть, руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, повороты кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Изобразить.)

И играем все в снежки. (Изобразить.)

X.Игра «Слова-родственники».

Снег, снежок, снеговик, снегопад, снегурочка, снегирь, снегокат, снегоход.

Лёд, ледок, льдина, ледянка, ледокол, ледоруб, ледяной.

XI.Беседа по сказке «Снежная Королева».

Вопросы:

- Как звали мальчика и девочку?

- Какими были дети?

-Что случилось с Каем?

-Как поступила Герда?

-Где побывала Герда?

-Кто и как помог добраться Герде до дворца Снежной Ко­ролевы?

-Каким был Кай во дворце у Снежной Королевы?

-Как Герда растопила лёд в сердце Кая?

XII.Игра «Что лишнее?».

Коньки, санки, лыжи, мяч.

Снег, дождь, метель, пурга, вьюга.

Старушка, разбойники, Дюймовочка, Герда.

Слон, белый медведь, олень, морж.

Розы, трава, лёд, солнце.

Наши рекомендации