Ii. страхи и навязчивости
Возникновение различных страхов характерно для детского и подросткового возраста. Боязнь темноты, одиночества, разлуки с близкими, боязнь за свое здоровье. У старших детей и подростков страхи усложняются. Для снятия напряжения бессознательно возникают навязчивые действия, которые превращаются в ритуалы. Их девиантность заключается в том, что они носят нерациональный характер и зачастую усложняют жизнь.
В старшем подростковом возрасте может появиться дисморфофобия – необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих.
Мысли о своей воображаемой дефектности занимают центральное место и определяют его поведение и мышление, он становится замкнутым, раздражительным, обидчивым, отказывается выходить отвечать к доске. Появляются вычурные формы поведения и внешности.
III. Вандализм и граффити.
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, преимущественно мужской феномен, который свойственен молодым людям, не достигшим 25 возраста.
Мотивы разрушения по Коэну:
· Вандализм, как способ приобретения. Основной мотив – материальная выгода. Разбиваю свою машину, чтобы получить страховку.
· Тактический вандализм. Разрушение используется, например, чтобы не допустить снижения цен.
· Идеологический вандализм. Некие объекты носят идеологич. характер и в каких-то ситуациях они разрушаются. Уничтожаются объекты символического характера.
· Вандализм как мщение, разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
· Вандализм как игра. Разрушение происходит как интересное времяпрепровождение.
· Злобный вандализм. Вызван чувствами враждебности, зависти.
· Ритуальный вандализм. Осуществляется в целях исполнения определенных ритуалов. Разрушение надгробий. (Цветков, Бурмистрова).
Мотивы рисовальщиков:
утверждение личности или групповой идентичности
Оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность
Протест против социальных или культурных норм, граффити влечет порчу имущества, что само по себе является нарушением соц. запретов. Надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением нецензурной лексики.
Как отмечает Эйбл 1992г, надписи и рисунки дают возможность человеку выразить ассоциальность одновременно на 3 уровнях – поведенческом, вербальном и лингвистическом.
Злобные реакции – надписи представляют собой обидные слова или оскорбления в адрес конкретных людей, групп (политических, этнических, религиозных).
Мотивы творчества. В городской среде это в основном рисунки в стиле хип-хоп, рисовальщики считают себя художники, предающими унылой городской среде красивый вид.
Развлекательные мотивы – чаще это мимолетная забава, связанная с праздным времяпрепровождением.
Сексуальные мотивы – школьные туалеты, подъезды. Выражение чувств, предложения услуг, картинки.