Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помо-
гают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
• «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка ... Гусеница ползает, а кузнечик ... Бабочка летает, а улитка ... Жук ползает, а стрекоза ... Оса летает, а червяк ... Улитка ползает, а стрекоза ... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар ... Таракан ползает, а стрекоза ... Бабочка порхает, а муха ...
• « Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом потому что.
На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, ворона. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д.
• «Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д.
• «Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме.
Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около ветки громадный комарик. Под листом малюсенький комарище. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д.
• «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.
У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». И т. д.
Развитие связной речи
• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.
Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнездо, листок, мухомор.
«Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вьиетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Летала-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Летала-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».
Логопед предлагает детям пересказать рассказ. Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»:
Со словами мы играем, И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков), Му-ра-вей, вей-вей-вей. Свер-чок, чок-чок (4 хлопка), Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т. д.
Уточнение артикуляции и произношения звука [э]. Буква Э
• Характеристика звука (гласный — поется).
• «Скажи наоборот»: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ и т. д.
• «Найди ошибку в слове»: етажи, ехо, ескимо, екипаж, поет, екскаватор, електровоз, поема.
• «Звукоедик»
Звукоедик прилетел и в словах он звуки съел: ...хо, ...ска-латор, ...лектровоз, ...скимо, ...кскаватор, ...тажи, ...кран, ...кипаж, ...дик, ...тажерка, ...квилибрист, ...скадра, ...лектро-утюг.
• «Сложи звуки»: [э], [х], [о]; [п], [о], [э], [т]; [э], [т], [а], [ж]; [э], [м], [у]; [э], [т], [о].
• «Раздели полоску». У каждого ребенка — карандаш и полоска бумаги. Логопед подходит к каждому ребенку и шепотом говорит ему на ухо слово (слова из упражнения «Звукоедик»). Ребенок должен разделить полоску карандашом на столько частей, сколько слогов в слове.
• «Ты картинку найди, с предложением приди». Картинки, в названии которых есть звук [э] и в которых его нет, рас-
средоточены в разных местах помещения. Дети находят нужные и составляют предложения.
• «Собери слово». На игровом поле — карточки со слогами. Дети должны составить из них слово: -ки-, эс-, -мо (эскимо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра).
• Знакомство с буквой Э: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Э? (Влево.)
• Чтение слов: поэт, поэты, поэма, эскимо, этажи, аэробус, аэроплан, аэросани, Эдик, Эмма.
• Преобразование слов: эх — эхо — это — эти — эта — эра — эта — этаж — этажи.
• Составление предложений со словами это, эта, этот: «Это стол и стул. Этот стол ваш. Этот стул наш. Эта книга наша».
Тематический цикл «Школа» (двадцать девятая неделя)
Беседа
Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.