Лось сел на пень
Выучите наизусть, еще лучше если ребенок постарается прочитать.
Тень — тень, по-те-тень.
Выше города пле-тень.
Сели звери на пле-тень,
По-хва-ля-ли-ся весь день.
Объясните, что иногда мы ставим мягкий знак и в середине слова: мальчик, пальчик, пальто, больно. Выложите эти слова без ь и спросите может ли он прочесть слово? Возможно, в нет чего-то не хватает?
Есть еще знак — Ъ, твердый знак. В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся отдельно, и чтобы это было видно при чтении пишут Ъ.
Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!»
И. Новикова
Разберите слова сел — съел, съем, съе-дят, подъезд, въе-хал, подъе-хал.
Прочитайте предложения: Аня съела груши. Я тебя съем, ко-ло-бок.
Спросите у малыша, что он говорит, когда ему больно. — ОЙ — ОЙ — ОЙ.
Й — особый согласный звук, он ни с кем не образует слога. Разберите с ребенком слова, пусть он на слух определит, где есть звук Й: соловей, сарай, чайка, попугай, шайба, играй, сильный и т. д. Выучите стишок:
Букву Й зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
Подумайте, в каких еще словах есть эта буква? (йод, йогурт, трамвай и т. д.). Выложите из букв слово манка и предложите ребенку превратить его в слово майка, а что получится если убрать последний слог? (май). Пусть ребенок выложит из букв слоги: АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ЮЙ, ЫЙ, ИЙ.
Вот ребенок и научился складывать буквы в слова, чтением это еще рановато называть, будет еще много ошибок, будет часто спотыкаться на словах, но техника чтения приходит только с практикой. Мой вам совет, читайте по 5 минут, но каждый день. Можете даже предложить, вначале чуть-чуть почитаете вы, а потом он, потому что вам просто приятно слышать, как он читает. Ведь читать умеют только большие дети! Не спешите и не требуйте от малыша больше, чем он может сделать. Лучше прочитать 3 предложения и понять их смысл, чем три строчки и ничего не понять. Если чтение предложений из трех слов вызывает трудности, то читайте первое слово, тут же попросите его прочитать это слово второй раз, затем сразу читаете второе слово. После прочтения двух слов ребенок снова возвращается к первому и только теперь читает все три слова подряд. Даже если вы прочитали 5 строчек, все равно попросите его пересказать их. Можете сказать: «Давай потренируемся, а потом ты расскажешь папе о прочитанном. Он так будет гордиться тобой». Пересказывать, конечно, вы будете вместе с ним, у него все силы уйдут на чтение. Однако надо стараться, чтобы он понимал текст. Если у него совсем не выходит пересказ, попробуйте задать ему наводящие вопросы, как будто вы что-то не поняли или не расслышали. Если у вас есть букварь, можно читать его, если нет, то выбирайте книги с крупными жирными буквами. Первое время желательно, чтобы слова были разбиты на слоги. Переводить малыша на чтение обычных текстов надо постепенно, а если у него не получается читать слитный текст, верните его к хороша знакомому материалу, переписав слова слитно.
Учите детей грамотно составлять (устно) предложения. Например, придумать предложение с каким-нибудь заданным словом. Или соединить отдельные слова в предложение, например: вставать, я, утро, рано (я встаю утром рано).
В этот период можно начинать играть в старую игру «Виселица». Детям она очень нравится. Вы в детстве тоже играли в нее, но если забыли, я напоминаю. Вы задумываете слово и пишете первую и последнюю буквы, а между ними столько черточек, сколько букв пропущено. Ребенок должен отгадать задуманное слово, называя, как в «поле чудес», буквы. На каждую неправильно названную букву вы рисуете по перекладине, потом веревку, голову, туловище, руки, ноги. Начинайте с самых простых слов, например: д_м, (дом). Если малыш сразу не сообразит, подскажите, что, это место, где мы живем. Не бойтесь на первых порах подсказывать или подводить вопросами к нужному ответу. Это игра хорошо вырабатывает чувство языка. Допустим ребенок вам говорит: «буква к». Вы просите его подставить эту букву и прочитать, что получилось. Следом объясняете, что слов, где есть только согласные не бывает.
Можно играть и в такие игры: вы даете буквы А, И, М, Л, Е, Б, Д или Б, К, А, Н, Т, И и предлагаете ребенку составить слова из этих букв, можете соревноваться, у кого больше получится.
Можно взять длинное слово, например, телевизорили гастроном,и предложить устроить соревнование, кто больше слов составит.
Телевизор | Гастроном |
тело | гора |
велит | гном |
лев | трос |
взор | мост |
ели | Том |
зори | ром |
вор | гром |
рот | нос |
лор | нога |
отрез | нора |
литр | нота |
рев | трон |
воз | рано |
зов | рост |
отлив | стон |
лето | гам |
тир | он |
она | |
оно |
Не мечтайте, что как только ребенок научится читать, он схватит книгу и будет сам ее читать, освободив вас от этой обязанности. Этот момент наступит еще не скоро, а пока ваша задача всячески поддерживать его стремление продемонстрировать свои таланты, и никогда не говорите, что Петя, Маша и еще кто-то читают лучше. Он все равно у вас самый лучший.