Многообразие целей воспитания

Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, по­служивших основанием для тех или иных формулировок

целей.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в ан­тичном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения рас­ходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной

чистоты.

Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспи­тания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в пра-

вильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Комен-ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умствен­ное воспитание), управление собой (нравственное воспита­ние) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмот­рительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, че­ловеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

К. Гельвеции, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспита­теля — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан... здраво­мыслящих и чувствующих людей... сформировать патрио­тов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценно­стей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. За­дача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремес­ло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего челове­ком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в слу­чае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, го­ворит, что цель воспитания — развить способности и даро­вания человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармони­ческое развитие сил и способностей человека».

Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспита­ние Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:

«Дети должны воспитываться не для настоящего, но для бу­дущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назна­чению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчиво­го ко всему заслуживающему внимания, умеющего с поль­зой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Герба рт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспита­ния — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отно­шениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое виде­ние целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и ца­ризмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель вос­питания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с обществен­ным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспи­танием благородную цель — подготовить человека обще­ственного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым Н. Г. Чернышевский понимал своеоб­разное сочетание личного с общественным.

«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и и, — что влияние нрав­ственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение голо­вы познаниями»1.

В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров следующим об­разом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,

- М.,

1 Ушинский КД. Человек какпредмет воспитания // Собр. соч. 1948. - Т. 2. - С. 557.





как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный рус­ский дореволюционный педагог — М. Д е м к о в. «Громад­ную роль в жизни людей, — писал он, — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во мно­гом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепле­ние их влияния составляет задачу нравственно-религиозно­го воспитания»1. Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать сво­бодных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его ка­чество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным»2.

Наши рекомендации