XII. Подведение итогов урока
— Мама... Какое короткое, но важное слово! Без этого слова жизнь на земле невозможна. Проходят годы, мамы стареют, но все равно остаются самыми верными и надежными друзьями и помощниками во всех наших делах и начинаниях.
XIII. Дом. задание с.74-75, с.83 пересказ
Тема: БОРИС ЗАХОДЕР «НИКТО». ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «РАЗГРОМ»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося каждый звук; совершенствовать навык осознанного, правильного чтения вслух, навык выразительного чтения по ролям; создавать условия для развития умения инсценировать литературное произведение; способствовать развитию творческих способностей, совершенствованию умения составлять краткий рассказ на заданную учителем тему; воспитывать уважительное и бережное отношение к своей семье и маме.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, мяч.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
С. Веремейчик
II. Проверка домашнего задания
III. Речевая разминка
— Прочитайте медленно, отчетливо, правильно.
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
Работа над скороговоркой
У брата настроение кричально-погремучее,
А у меня, а у меня – по комнатам прыгучее.
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя
— Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор о семье.
— Что же такое семья?
— Слово это понятно всем, как слова «вода» и «хлеб». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка. В семье все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. В одиночку жить трудно. Только в дружной семье, в единстве с родными человек по-настоящему счастлив.
2. Учитель рисует на доске дерево.
— Ребята, хочется ли вам что-нибудь добавить к этому рисунку? Что именно? (Дом, дорогу, траву, солнце и т. д.) (Учащиеся называют, учитель рисует.)
— Даже дерево не может расти в одиночестве. А тем более человек! Он становится красивее, увереннее, когда его окружают люди. Остаетесь ли вы одни дома? Бывает ли вам скучно? (Ответы детей.)
Игра «Если я один дома»
Учитель бросает мяч кому-либо из детей. Тот, кто поймал, называет занятие, которым он занимается, пока мама и папа на работе.
3. Прослушивание и обсуждение стихотворения А. Барто
«В пустой квартире».
— Послушайте стихотворение о мальчике, который оказался в пустой квартире. Обратите внимание на то, что он делал.
В пустой квартире
Я дверь открыл своим ключом, Могу свистеть, стучать дверьми,
Стою в пустой квартире, Никто не скажет: «Не шуми!»
Нет, ничуть не огорчен, Никто не скажет: «Не свисти!»
Что я в пустой квартире. Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу! Спасибо этому ключу...
Могу я делать что хочу — Но почему-то я молчу,
Ведь я один в квартире, И ничего я не хочу
Один в пустой квартире Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу! А. Барто
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу,
— Понравилось ли мальчику одному в квартире? Почему?
— Почему люди не любят одиночества?
— Для чего человек приобретает друзей, ищет спутника жизни, создает семью?
V. Работа с текстом стихотворения Б. Заходера «Никто»
1. Чтение произведения учителем (с. 80).
2. Проверка эмоционального восприятия.
— Какое это произведение: веселое или грустное? Почему?
3. Чтение стихотворения учащимися («цепочкой»).
4. Обсуждение прочитанного.
— Узнали ли вы этого Никто?
— Почему детям было не смешно?
— Что означает слово «озорник»?
— Какие недозволенные поступки совершали дети?
— Осознали ли они свои проступки?
— О чем вы задумались, читая это стихотворение?
— Придумайте свое название стихотворения.
5. Выборочное чтение.
— Прочитайте, как озорничали ребята?
— Как они были наказаны?
6. Выразительное чтение.
— Правильно прочитайте вопросительные и восклицательные предложения. Каким голосом надо читать слова мамы, три последние строчки?
Физкультминутка
VI. Работа с текстом стихотворения Э. Успенского «Разгром»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 76).
2. Проверка первичного восприятия.
— Какое это стихотворение: веселое или грустное?
3. Чтение стихотворения учащимися («жужжащее» чтение).
4. Обсуждение прочитанного.
— Что вы представили, когда прослушали стихотворение?
— Как вы думаете, для чего мама задавала сыну такие вопросы?
— Что можно сказать о маме мальчика? Добрая ли она?
— Могла бы она поступить по-другому?
— Что бы вы посоветовали главному герою?
— Подберите пословицу к рассказу.
— Придумайте продолжение истории.
5. Выразительное чтение:
а) прочитать стихотворение, стараясь передать настроение
мамы, мальчика;
б) чтение по ролям.
VII. Работа в группах
Задание для 1 группы
1. Прочитайте смешинку.
Мама говорит сыну:
— Если ты поиграешь на пианино, я куплю тебе эскимо.
— А если я не поиграю, наш сосед купит мне два эскимо.
2. Проинсценируйте смешинку, распределив роли в группе.
Задание для 2 группы
— Составьте правила безопасного поведения дома в отсутствие родителей.
Задание для 3 группы
— Нарисуйте свое любимое дело или увлечение.
Задание для 4 группы
— Пользуясь алфавитом, расшифруйте пословицу, объясните ее смысл.
33 9 29 12 16 14 15 6 19 17 6 26 10, 1 15 6 13 1 14 10
15 6 19 14 6 26 10. — Языком не спеши, а делами не смеши.
VIII. Проверка выполненных заданий
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие любили его, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это необходимо заслужить. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать другим добро. Добро всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы их друзья, родные и близкие и даже
чужие относились к ним с уважением.
Вы хотите помочь маме и папе в домашних делах? Не всегда получается хорошо выполнить что-либо? Или ни капельки не хочется? В любом случае — попробуйте.
Представьте себе такую картину — приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта, чайник кипит. Сколько благодарности в глазах! Только ради этого можно научиться выполнять любую домашнюю работу!
X. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».
Урок № 28 – 29 (объединить)
Тема: НИКОЛАЙ НОСОВ «ЛЕДЕНЕЦ»
Цель:
- совершенствовать умение читать вслух, молча, навык жужжащего чтения и навык чтения по ролям;
- совершенствовать умение эмоционально реагировать на прочитанное;
- содействовать развитию речи, творческих способностей и внимания, формированию умений коллективной деятельности;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей семье и маме.
Ход урока
I. Организационный момент