Этапы работы над проектом
Педагогический проект
«Дети и дорога»
(Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО)
Автор проекта: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №2», г. Оханск, Пермский край. |
Вид проекта: познавательно - игровой.
Продолжительность проекта:долгосрочный.
Участники проекта:дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудник ГИБДД.
Сроки реализации проекта:2014 - 2016 год.
Актуальность.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части приводит к травматизму детей.
Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Основные причины дорожных нарушений: незнание дошкольниками элементарных правил; стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Новизна: Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Направления работы.
План реализации проекта включил работу по четырем направлениям:
-работа с детьми;
-взаимодействие с родителями;
-преобразование РППС;
-взаимодействие с социумом.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
- Семейный кодекс РФ.
- Декларация прав человека РФ.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
- Закон об образовании РФ.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Цель проекта:создание условий для усвоения и закрепления знаний детей, навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
-знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение; с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
-развивать у детей осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
-воспитывать у детей дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД;
-активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.
Проблема: «Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?», «Как обеспечить безопасность дошкольников на дорогах и улицах города?».
Гипотеза: Считается, что дорога и игра - это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра - это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Предполагаемый результат:
- приобретение детьми знаний по ПДД;
- формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации;
- привитие культуры поведения на дороге;
- формирование чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих;
- способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;
- побуждение детей к дальнейшему знакомству с ПДД;
- обогащение РППС в группе по ПДД;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом.
Первый этап (постановка проблемы):
- изучение нормативно-правовой базы;
- беседа с детьми: «Что такое правила дорожного движения? И нужно ли их соблюдать?»;
- рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании;
- определение продукта проекта:
а) создание макета улицы города;
б) изготовление знаков дорожного движения.
Второй этап работы (обсуждение проблемы, принятие задач):
- беседа с детьми о важности данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подбор художественной литературы, подготовка наглядного иллюстрированного материала по теме проекта;
- изучение методической литературы: Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;
- тематические беседы с детьми: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнение РППС;
- проведение анкетирования с родителями по теме проекта.