Построение и апробация программы по изобразительной деятельноти, формирующей и развивающей способности младших школьников к выполнению УУД (формирующий этап).
Целью экспериментального обучения являлась коррекция уровня сформированности у детей умений выполнять различные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) [188]. В задачи экспериментального обучения входило:
· организовать на занятиях деятельность, стимулирующую выполнение детьми УУД;
· способствовать формированию умений выполнять обучающимися УУД.
Поставленные задачи решались в процессе реализации специально созданной программы дополнительного образования по изобразительному искусству, направленной на формирование общеучебных умений у младших школьников. Занятия по данной программе проводились с использованием деятельностного подхода. Направленность данной дополнительной образовательной программы – художественно – эстетическая.
Программа предусматривает знакомство младших школьников с различными видами изобразительной деятельности, раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке. Она составлена в соответствии с Государственными требованиями к программе дополнительного образования.
Новизна данной программы заключается в особенности организации занятий. Понимание того, что именно надпредметные деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентно способность человека в сфере производства, а значит, и эффективное экономическое развитие страны формируется сегодня и в научном сообществе и в обществе в целом. Поэтому задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и, главное, ключевых деятельностных компетенций – креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компитенций и способностей к сомообучению – становится в наши дни одним из важнейших направлений обновления содержания общего образования.
Предложенный в данной программе деятельностный подход в построении занятий может позволить реализовать стоящие перед современным образованием задачи.
Актуальность данной программы заключается в том, что количество часов, которые отводятся для проведения курса продуктивной деятельности, которая знакомит с основами изобразительного искусства, в программе начальной школы явно недостаточно. Кроме того, структура традиционных уроков, формы их проведения, чёткая регламентация продолжительности общения с детьми в 40-45 минут не позволяет в должной мере создать атмосферу творчества, не предоставляет ребёнку возможности в полной мере раскрыть себя в творческой деятельности.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях школьного кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя и в учебе, и в общении с другими детьми, что окажет положительное влияние на формирование и становление его личности. Данная образовательная программа призвана помочь в этом. Однако, новые требования, которые предъявляются к современному образованию, заставляют педагогов искать методы и формы работы, позволяющие реализовать поставленные государством перед образовательными учреждениями задачи. Без построения новой модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию страна не сможет обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Целью данной программы является: развитие творческих, коммуникативных и деятельностных способностей ребенка и формирование у него целостной картины мира.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
3. Формировать способность к саморазвитию и самореализации. Способствовать формированию огранизационно – рефлексивных универсальных учебных действий.
4. Развивать коммуникативные способности: прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
7. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на натурные зарисовки.
Работа проводилась по пяти содержательно – методическим линиям программы:
1. Основы живописи.
2. Искусство графики.
3. Бумажная пластика.
4. Лепка.
5. Рисование с натуры.
Программное содержание каждого учебного года предполагает наличие всех этих линий с постепенным углублением и расширением приобретаемых детьми знаний, умений и навыков по каждой из этих тем. Так, в начале учащиеся знакомятся с видами изобразительных материалов и техниками работы с ними, а в конце обучения – выполняют гармоничное, законченное художественное произведение по собственным эскизам в различных техниках.
В программе выделяются 4 раздела, которые имеют свои названия для каждого года обучения:
Первый год обучения: Птица Осень; Волшебница Зима; Красавица Весна; Румяное Лето;
Второй год обучения: Осенний хоровод; Узоры зимы; Приход весны; Зелень лета;
Третий год обучения: Краски осени; Зимняя фантазия; Весенняя капель; Вот и лето;
Четвёртый год обучения: Осеннее многообразие; Зимняя краса; Многоликая весна; Яркость лета.
Темы компонуются в соответствии с чередованием времён года. Такая структура курса связанна с особенностями детского мироощущения. Временные представления у младших школьников формируются с опорой на природные циклы, при этом, времена года дети определяют по характерным видам своей деятельности, например, во время прогулок. Особое место здесь занимают праздники, причем эти праздники не имеют конфессиональной и национальной привязки: начало учебного года – осень; Новый год – зима; 8 марта – весна; конец учебного года каникулы – лето. Отталкиваясь от мироощущения ребенка, преподаватель имеет возможность детей с характерной чертой деятельности художника – выражение в художественных произведениях своего внутреннего мира и отклика на события окружающего его мира. Это позволяет раскрыть ребёнку цель создания художественных произведений. В процессе занятий ребёнок на практике убеждается как знания и навыки, приобретённые на занятиях по изобразительному искусству могут быть полезными ему в реальной жизни (поделки могут стать подарками или арт - объектами интерьера; развитый художественный вкус поможет ему создать свой имидж и украсить дом).
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей (и тем, кому больше нравится рисовать, и тем, кому больше нравиться лепить, и тем, кому больше нравится работать с бумагой). При этом, рисуя, ребёнок получает знания и приобретает навыки, которые пригодятся ему при работе с бумагой или глиной и наоборот. Вот почему методические линии программы необходимо изучать параллельно, чередуя их между собой. Чтобы избежать формирования отрывочных знаний у детей, темы подобраны так, что каждое следующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
Такая структура организации изучаемого материала позволяет наилучшим образом способствовать сформированию у детей художественного видения и мышления. Например, изучая понятие «силуэт», дети рассматривают это понятие в живописи, графике, и скульптуре, при этом, живописные и пластические особенности данных техник помогают ребёнку осознать многогранность данного понятия. Аналогично, знакомясь с пропорциями человеческого тела, учащиеся выполняют работы в бумажной пластике, живописи и графике.
В данном курсе особое внимание уделяется рисованию с натуры. Целью такого рисования является формирования у детей наблюдательности, способности анализировать и изображать увиденное. Это позволяет детям, делая собственные выводы, открыть для себя такие художественные понятия, как тень, свет, рефлекс, пластика различных деревьев и животных. Такие занятия вызывают большой интерес у детей, особенно если они проводятся на улице. Изучение и анализ натуры развивает аналитическое мышление, внимание, память, глазомер, пространственные мышление, а также, позволяет привлечь внимание детей к сезонным изменениям в природе, способствует выработке умения соотносить смену времён года с характерными признаками элементами живой и неживой природы. Таким образом формируется способность видеть и понимать красоту и органичность окружающего мира, что способствует желанию любить и беречь природу.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Каждое занятие строится на деятельностной основе: детям не даются знания в готовом виде, преподаватель организует «открытие» детьми нового знания в процессе преодоления возникшего затруднения. Таким образом, у детей формируется способность к целеполаганию и рефлексивной самоорганизации в учебной деятельности.
Данная программа предназначена для работы с младшими школьниками, детьми 6 – 11 лет, и рассчитана на четыре года:
- ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет;
- развивающий, 2 год обучения, 7- 8 лет;
- исследовательский, 3 год обучения, 8 – 9 лет;
- обобщающий, 4 год обучения, 9 – 11 лет.
На каждом этапе ставятся свои задачи, определяющие объем и выбор тем. Предполагается дифференцированный подход к детям каждой возрастной группы.
Формы и режим занятий.
Образовательный процесс предполагает использование различных методов обучения: деятельностный, иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, эвристический.
В процессе проведения занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединение детей в подгруппы.
В качестве дидактических материалов используются: художественные альбомы, сказки об искусстве и художниках, модели геометрических тел, фигуры человека, а также, натюрмортный фонд.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. В конце занятия для каждого ребенка должна быть создана ситуация успеха.
Основной формой работы являются учебные занятия. Они могут проходить по – разному: индивидуальная работа, работа в мини группах с последующим представлением своих работ, занятие – игра, занятие – экскурсия, пленер.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
После изучения курса обучаемые
Должны знать:
ü разнообразие возможных выразительных средств изображения;
ü особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
ü значение понятий: живопись, графика, композиция, пейзаж, натюрморт, портрет, скульптура, рельеф, эскиз;
ü название художественных инструментов: палитра, стеки и др.;
ü творчество мастеров русского искусства и Мировой художественной культуры;
ü виды народных промыслов;
ü правила организации композиции в листе;
Должны уметь:
ü пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
ü пользоваться графическими материалами и инструментами;
ü работать в определённой цветовой гамме;
ü добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
ü передавать пространственные планы способом загораживания;
ü передавать движения фигур человека и животных;
ü сознательно выбирать средство выражения своего замысла;
ü самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;
ü решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом;
ü лепить по заранее подготовленным эскизам;
ü проявлять творчество в создание изделий.
Все эти знания и умения необходимы для создания самостоятельной творческой работы. В конце каждого учебного года детьми создаются такие самостоятельные произведения, по ним можно судить о результативности занятий каждого отдельного ребёнка и полноте усвоенного им материала по сравнению с его собственным уровнем на момент начала учебного года.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы выражаются в отчетах о работе, которые проходят в форме выставок, открытых занятий, защиты проектов, и отслеживании динамики развития творческих и изобразительных способностей каждого ребёнка.
В программе предполагалось формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся, которая является основой личностных УУД [188].
Формирование регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию учащимися своей деятельности, происходит систематически в процессе работы детей на каждом занятии. Педагог выступает в роли организатора этой работы. Под его руководством дети осуществляют целеполагание своей деятельности на занятии (создание произведений искусства или овладение новой техникой изобразительной деятельности), планирование (ход ведения работы), прогнозирование личного результата (представить на белом листе бумаги готовое произведение), контроль, коррекцию (под руководством педагога ребенок поэтапно корректирует свою деятельность: создание композиции, построение, прокладка основных тонов, выявление объема, прорисовка деталей, завершение целостного образа), оценку (в конце каждого занятия осуществляется рефлексия деятельности в ходе совместного обсуждения). Первоначально педагог играет ведущую роль, четко отслеживая этапы деятельности детей, со временем, когда дети овладели навыком самоорганизации, - педагог занимает позицию консультанта [188].
Познавательные УУД, включающие общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы, формировались в процессе работы над художественным произведением, когда ребенку необходимо было найти дополнительную информацию для получения желаемого результата. При этом, познавательные, так же, как и регулятивные УУД, требовали от ребенка постановки цели, составления алгоритма действий, направленных на ее достижение, контроля, коррекции и оценки [188].
В процессе деятельности у младших школьников были созданы условия для формирования личностных и коммуникативных УУД. Этому способствовал тот факт, что на своих занятиях педагог дополнительного образования использовал как индивидуальные (ребенок – педагог), так и групповые формы работы. Это позволяло ребенку на занятии проигрывать разные социальные роли [188].
Занятия имели следующую структуру:
- включение в деятельность,
- целеполагание
- проектирование действий по реализации поставленной цели,
- осуществление намеченных действий,
- анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Процесс включения в деятельность предполагает мотивацию обучающихся к активным действиям на занятии, результатом которой должно явиться положительное самоопределение детей к выполнению пробного действия в рамках общей цели обучения на год, которая была согласована на первом занятии [186].
Для организации самостоятельного целеполагания детьми своей деятельности, необходимо создать проблемную ситуацию, личностно значимую для каждого ребёнка. Преподаватель организует фиксацию каждым ребёнком своего личного затруднения в действии. Далее необходимо помочь детям выявить причину их затруднений и самостоятельно сформулировать цель своей деятельности на занятии, зафиксировав желание преодоление этого затруднения[186].
На этапе проектирования действий по реализации поставленной цели педагог организует рефлексивный анализ выполнения пробного действия.
На следующем этапе происходит процесс осуществления запланированных действий. Организуя самостоятельную работу детей, преподаватель отслеживает работу каждого ребёнка, корректируя её в случае необходимости.
На последнем этапе занятия преподаватель организует анализ результатов учебной деятельности детей и сравнение её результатов с поставленной целью, при этом фиксируется преодоление возникшего затруднения [186].