Система и этапы работы по R слухового восприятия у дошкольников с наруш. слуха. (3)
(Ф. Ф. Pay, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман). Существующая в настоящее время система работы по развитию СВ глухих и слабослышащих детей дошк и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. II. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.
Система работы:
В процессе работы надо формировать у ребенка условно – рефлекторную связь «Слушаю-говорю». Это ведет к формированию слухо-зрительного восприятия и слухового восприятия, а так же овладения познавательными навыками на основе подражания. Целью методики является развитие навыков восприятия устной речи на слухо-зрительной основе.
Содержание работы по R слухов восприятия (остаточн слуха) и произношения диктуется задачами обучения.
1.Обучение ощущению неречевых звучаний
- звуч различных муз инструментов (барабан, шарманка и т.д) и
- речевых сигналов (реакция реб на голос) - та-та-та, пу-пу-пу при постоянном увеличении расстояния от источника звука --- выработка условной реакции на звук; лепет - ляля, бибика;
2. Обучение восприят звуков окрмира(шум ветра, хлопанье двери, лай собаки, пение птицы - что не речь);
3. Обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов;
4. Обучение восприятию на слух речевого материала
(все, что имеет смысл - фразы, тексты, звукоподражание слов, словосочетаний).
Этот речевой материал должен отвечать определенным требованиям:
1. Быть знакомым детям:
- дети должны уметь выбрать нужную игрушку в ответ над произношениями педагога;
- при включ в работу полных слов дети должны соотносить табличку с предметом или действием;
- на последующий годах знать буквенный состав слов и фраз (написать печатн буквами, составить из разрезной азбуки.
Слабослышащим предлагается и не знакомый речевой материал, что могли расслышать лучше, передать.
2. Быть наиболее актуальным (для цели общения).
3. Должен соответствовать задаче работы по R слухов восприятия.
С первых дней педагог должен побуждать ребенка к устному проговариванию материала.
Этапы работы по развитию слухового восприятия:
Работа по R слух воспр начинается с обучения реагирования на звуковой сигнал. 4 ЭТАПА:
1 этап.Учим реагировать на неречев и речев звучания. Выработка условно-двигат реакции на звук
В начале условно-двигательная реакция на основе слухо-зрит восприятия, затем только на слух. Педагог встает лицом к реб на расст 1м, бьет в барабан и начинает шагать и произносит та-та-та, реб. должен тоже так делать. Потом ребенок должен по удару в барабан сам начать шагать (педагог не шагает) и произносить та-та-та. Потом педагог встает за спиной реб. на расст. 0,5-1м. и ударяет в барабан – реб. должен повторить. Если не услышал, то снова встаем перед лицом, а потом за спиной. Находясь за спиной постепенно удаляемся, чтобы определ максим. расстояние на котор реб слышит звук барабана. Если ребенку меньше 3 лет, то в ответ на звучание игрушки его учат нанизывать кольца пирамиды, бросать пуговицы в бутылочку и т.п. (раб без ЗУА).
2 этап.Обучение различать на слух звучание игрушек, слов и словосочетаний.
Различение на слух - это деят-ть детей в ответ на предъявление на слух речев материала или доступных их восприятию знакомых неречевых звуков (что натренировали на слух). Различ на слух осущ-ся в ситуации наглядного выбора (реб знает какие слова будут и никаких других не будет - тренировка). Сначала выбор из 2 игрушек (слов). Затем увеличивается.
3 этап.Обучение опознавать на слух - деят-ть детей в ответ на предъявление для слух воспр речев матер, знакомого по звучанию. Ребенку предлагается для опознания знакомое слово – реб слушает и называет слово или выполняет действие-сигнал. Если реб ответил правильно педагог показ. картинку или табл.
Обучение различению и опознаванию речевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать.
Опознавание на слух осущ-ся вне ситуации наглядного выбора. При обуч опознаванию на слух педагог не предъявляет картинок, табличек (никаких подсказок), только то, что материал знакомый. Дети учатся с одной стороны различать по увеличивающемуся выбору (до 10 единиц), а с другой стороны опознавать на слух.
РАЗЛИЧЕНИЕ – деят-ть детей в ответ на предъявление на слух речев материала или знакомых неречевых звучаний.ОПОЗНАВАНИЕ – деят-ть в ответ на предъявление речев материала, знакомого по звучанию.
4 этап. Самый сложный. Распознавание речевого материала на слух. Когда науч опознавать, даем только речевой материал не знакомый. Реб должен услышать и повторить так, как услышал. Со слабосл - на 2-ом году, с глух - на 3-ем. Распознавание осущ-ся вне ситуации наглядного выбора (все новое).
С целью обучения распознаванию на слух, каждое новое слово (не отработанное на занятии) предъявл-ся реб сразу на слух, а не слухозрительно (как было раньше).
59. Основные средства коммуникации глухих и сл/сл: дактильная речь, жестовая речь (3).
Основными средствами общения глухих и слабослышащих явл-ся вербальная и невербальная коммуникации. Верб ср-ва коммуникации–общение с помощью слова (письмо, чтение) и дактилология.
Неверб ср-ва коммуникации– мимика, жесты, рисунки, схемы, пиктограммы, (балет, музыка, изо и т.д. – это тоже своеобразное общение). Основная для неслышащих – жестовая речь.
Дактилология – пальцевая азбука (дактиль – палец; дактилемма – буква алфавита) - ср-во верб. коммуникации.
Впервыеофициально дактильный алфавит был опубликован в конце 16 в испанск монахом Де Вебро. Педро Понсо де Леон (исп. монах) – первый сурдопсихолог- начал использовать дактильн алфавит в обучении. В 16 веке его ученики научились не только говорить, но и говорить на разных языках, научились читать, писать.(но методика утеряна)
1626г– Алфавит опубликован Баннетом.
В 18 веке во Франции Шарль де Лепе (и Перейро - первые сурдопедагоги) – заложили основу обуч глухих.
Дактильная речь- движения рук, обозначают буквы алфавита, жестовая –явления окр мира.
Дактильная речь является вспомогательной при обучении детей словесной речи. Легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова и может проверить себя, соспоставив свою речь и педагога. При дактилировании формируется пальцевая кинестезия (мышечная чувствительность руки), в следствии чего легко запоминается структура слова. Постепенно устанавливается связь между кинестезиями руки и артикуляционного аппарата, что способствует усвоению устной речи. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью и грамматическим строем.
Правила дактилирования:
1.Обязательно сопровождается проговариванием, кисть не далжна закрывать рот, кисть на уровне плеча, локоть неподвижен, кисть в постоянном движении.
2)Необходжимо дактилировать каждую дактилему четко, слитно, темп д.б. приближен к темпу говорения.
3)Дактилирование подчинено правилам орфографии, при этом проговаривается по правилам орфоэпии.
Дактиль:
-обрисовывающая(з)
-очертания буквы(г)
-условные(а)
Жестовая речь (невербальное средство коммуникации)(двух видов):
КЖР и РЖР усваиваются в разных условиях. Реб овладевает РЖР до освоения словесной речью, а КЖР после освоения слов речью.
1. Калькирующая- повторяет лингвистическую структуру словесного языка. Это вторичная знаковая система. Жесты сопровождают устную речь говорящего.Каждый жест-слово.
2. Русская жестовая речь-система общения, обладает собственной лексикой и грамматикой. 3 компонента жеста: *1рука=пальцы+кисть; *2руки во взаимном расположении; *движение- место, направление использования жеста.