Основные принципы обучения.
Закон социальной обусловленностицелей, содержания и методов раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов организации учебного процесса.
Принцип, предполагающий признание прав учащегося и уважение к нему называют принципом гуманизации. Основными положениями принципа гуманизации являются: опора на положительные качества личности, создание ситуации успеха, эмоциональная комфортность и защищенность. Принцип требует и провозглашает в воспитании отказ от возможности самоутверждения за счет ребенка.
Принцип связи теории с практикой – процесс обучения должен стимулировать учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Для этого используют примеры и ситуации из реальной жизни; учащиеся знакомятся с производством, социальными институтами. Впервые принцип связи теории с практикой был раскрыт Я. А. Коменским в «Великой дидактике» (XVII век), и назван принципом «исправления существующего в школах отклонения».
Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. Наиболее полно этот принцип реализуется в различных формах планирования учебного процесса.
Доступность в обучении – принцип, согласно которому процесс обучения строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.
Принцип гражданственности обучения предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Принцип гражданственности обучения связан с гражданским самосознанием личности, отражает социальные аспекты обучения. Согласно данному принципу содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости. Обязательный учет особенностей организации педагогического процесса предполагает принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. При отборе содержания образования необходимо упитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.
Цели, содержание и структура непрерывного образования.
Диверсификация образования предполагает многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ.
Учебное заведение с углубленным изучением дисциплины по определенному профилю называется лицеем. Лицей – это общеобразовательное учреждение для детей с 1 по 11 классы.
Дополнительное образование включаетобразовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. К образовательным учреждениям дополнительного образованияотносятся учреждения повышения квалификации, курсы, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества
Реабилитация здоровья детей проводится в детских оздоровительно-образовательных учреждениях. Деятельность ДОЛ должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей.