Активное участие государства в становлении специального образования и начало реформ (1960-1975 гг.)
к этому времени уже были подготовлены основы коренных изменений, ожидающих специальное образование страны.
Во внешнеполитическом курсе еще более утверждаются воздействия «холодной войны», которая выходит на новый виток и требует новых финансовых вложений, к чему побуждают растушая военная мощь СССР, запуск советского спутника, происходит Кубинский кризис, США вступают в войну с Вьетнамом.
События внутри страны характеризуются обострением всех существовавших противоречий: антивоенные выступления; борьба темIюкожего населения за гражданские права; требования родителей о "редоставлении аномальным детям соответствующего образования, чTO во многом солидарно с движением за гражданское равноправие; родительские движения объединяются в межтерриториальные организации.
]73
Повышение активности общества, особенно той его части, которая требует равноправия людей с нарушениями развития в отношении возможностей получения ими образования, можно объяснить усилением интереса к социальному статусу «особых» людей, к проблемам их обучения, воспитания, лечения, а также к обеспечению им равноправного положения. Гуманистические тенденции охватывают общественное сознание во всех странах мира.
В США складьmаются предпосьmки для реформ в различных областях общественной жизни - социальной, образовательной, юридической. Правительство, обеспокоенное состоянием образования в государственных школах, приступает к его реорганизации: пересматриваются программы обучения, вводится обязательное обучение иностранным языкам, усложняются курсы естественных наук, математики.
На решение проблем образования, в частности на строительство колледжей, Федеральное правительство выделило значительные средства (закон «Higher Education Facility Act», 1964). Студентам предоставлялись субсидии на приобретение учебников, учебной литературы, а также на оплату обучения (закон «Education Professions Development Act», 1967).
Кроме того, государство финансирует различные образовательные программы, например, «Корпус учителей», согласно которой оплачивается привлечение профессионалов к обучению детей из семей национальных меньшинств, а также из семей с низкими доходами.
Конгресс США принимает закон «Об образовании и государ ственной обороне». Само название закона свидетельствует о том, что образование граждан рассматривается в качестве одного из необхо димых условий обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и военной мощи государства, а также его социального и экономического процветания (Верстеген Д., 1987).
Беспокойство общества вызывала низкая грамотность взрослого населения из малообеспеченных слоев, т. е. потенциальной рабочей силы, призванной способствовать экономическому и социальному процветанию страны. К этому периоду в стране насчитывалось бо лее 8 млн человек в возрасте 18 - 24 лет, не имеющих законченного 5-летнего образования.
Тревога государства бьmа обусловлена и тем, что все обделенные в социальном отношении люди (малообеспеченные, малограмотные. дискриминируемые) представляли определенную политическую, со циальную и криминальную угрозу.
Все перечисленное содействовало принятию закона «О начальном и среднем образовании» (1965), который предусматривал усилен и финансирования начального и среднего образования детей из эко номически незащищенных слоев населения, а также различных групп детей с ограниченными возможностями. Последних закон рас сматривал как людей, ограниченных в получении образовательны услуг. Так, в части IIIзакона оговаривал ось финансирование (15% от всей суммы) программ и проектов, связанных с обучением людей с ограниченными возможностями.
Хотя этот закон бьш принят в 1965 Г., его основные положения бьши разработаны раньше, в период деятельности кабинета Д. Кеннеди (1961-1963). Уже в то время в «Рекомендациях президентской комиссии по умственной отсталости» (1962) ставились вопросы о необходимости повышения материального благополучия граждан, имеющих нарушения развития, о возможности их участие в трудовой деятельности в специально организованных условиях с обязательной предварительной подготовкой (в школах, классах, учреждениях профессиональной реабилитации).
Заинтересованность правительства Д. Кеннеди проблемами специального образования и подцержки отчасти бьша вызвана личными причинами - сестра президента страдала слабоумием. Поэтому первым в деятельности правительства и президента стало создание в 1961 г. Президентской комиссии по вопросам умственной отсталости, в которую вошли специалисты разных про филей - педагоги, психологи, социальные работники, юристы, врачи. Деятельность комиссии состояла в вьщелении основных направлений работы по вопросам изучения, лечения и профилактики умственной отсталости, разработке законодательств, обеспечивающих юридическую и социальную защиту этих людей (не только в системе специальных учреждений, но и в семье), снижение их смертности.
Основные направления работы и рекомендации, представленные комиссией уже через год, предусматривали следующее.
• Изучение причин умственной отсталости, практики попечения, реабилитации и обучения умственно отсталых.
• Разработка мер профилактики и программ, обеспечивающих охрану здоровья матери и ребенка, особенно в районах с повышенной детской смертностью и большим процентом рождения «особых,) детей. Совершенствование методов и качества ранней диагностики.
·Расширение сети медицинских и социальных услуг.
·Совершенствование общего и специального образования, создание программ для общеобразовательных и специальных школ, не только государственных, но и частных.
• Усиление профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных классов и школ, укрепление связи школ с учреждениями, обеспечивающими трудовую подготовку вне школы и дальнейшее трудоустройство выпускников.
• Профессиональная реабилитация людей с умственной отсталостью; разработка специальных программ обучения взрослого УМственно отсталого населения, организация сети специальных учреждений по профессиональной подготовке.
• Расширение попечительских услуг для умственно отсталых людей, проживающих в домашних условиях, обеспечение их специальным оборудованием.
• Усиление роли местных общественных организаций в оказании помощи семьям, воспитывающим таких детей, а также отдельным людям с подобными нарушениями. Создание с помощью общественных организаций положительного социального окружения.
• Оформление правовой, законодательно-социальной концепции защиты гражданских и юридических прав умственно отсталых граждан.
• Разработка программ, направленных на популяризацию знаний об умственной отсталости.
Кроме того, президентская комиссия сформулировала перечень услуг, которые должны предоставляться людям с нарушениями инTeллeKTa на протяжении всей их жизни, - медицинских, образовательных, связанных с профессиональной подготовкой, трудоустройством, социальной и психологической реабилитацией, а также все виды страхования.
Личная заинтересованность президента проблемами оказания помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями распространялась на все категории, а также на детей «группы риска». За период с 1961 по 1963 гг. конгресс (правительство Д. Кеннеди) принял ряд законов, касающихся специального образования, выделения средств на подготовку педагогических кадров для работы с глухими детьми (1961 г.), с умственно отсталыми (1963).
Юридическое и законодательное оформление рекомендаций комиссии претворялось в жизнь уже правительствами Л. Джонсона (1963-1969 п.) и Р.Никсона (1969-1974 гг.). В 1966 г. бьт принят закон, направленный на совершенствование работы закрытых учреждений, дневных школ, а также школ для слепых и глухих детей. В том же году бьти узаконены Национальный совещательный комитет по аномальным детям, Бюро по образованию аномальных - органы административного наблюдения за выполнением постановлений правительства. На основании поправок к закону о профессиональном образовании 10 % средств государственного финансирования образования направлялось на совершенствование обучения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями.
В 1965 г. президентом Л.ДЖонсоном бьт подписан закон о создании «Национального технологического института для глухих» (NTID), что расширило возможности неслышащей молодежи в получении высшего профессионально-технического образования и в последующем трудоустройстве. Вскоре при институте начало работать учебное предприятие, где студенты получали практическую подготовку. К концу хх в. В этом высшем учебном заведении обучались около полутора тысяч неслышащих студентов.
Среди открывшихся в 70-х п. прошедшего столетия высших профессиональных учебных заведений, где могли получать образование молодые люди с нарушениями слуха, наибольшую известность приобрели: «Delgado College» (Нью-Орлеан, штат Луизиана),
«Community Col1ege» (Сиэтл, штат Вашингтон» «Technical-Vocational Institute» (Сент-Паула, штат Миннесота), «Center of Deafness» при Калифорнийском университете и некоторые другие.
В результате принятых в 1970 г. поправок к Закону о начальном и среднем образовании было решено относиться ко всему контингенту «особых> детей и подростков как к единой целевой (с законодательной точки зрения) группе.
В 1973 г. вступил в силу один из важнейших в истории специального образования страны законодательный акт «О профессиональной реабилитации». Наиболее значимым в нем бьт раздел 504 (усиленный и уточненный в 1974 г. специальным дополнением), который запрещал любую форму дискриминации при получении представителями «особых категорий» образовательных, социальных услуг, а также при трудоустройстве. Каждый работодатель был обязан, в случае необходимости, предоставлять работающим инвалидам специальные технические приспособления. Этим разделом также закреплялось право детей и подростков с ограниченными возможностями на беспрепятственное, обязательное, бесплатное обучение и необходимые им дополнительные услуги. Кроме того, указанный законодательный акт требовал от всех государственных и частных учреждений, школ, банков, коммунальных городских служб, культурно-массовых, спортивных комплексов, сети общественного питания и т. д. обеспечения инвалидам свободного доступа и беспрепятственного передвижения.
В это время интерес и забота государства бьти обращены не только на людей с ограничениями здоровья и жизнедеятельности. Согласно принятому в 1974 г. закону, оно приступило к финансированию программ, предназначенных для талантливых и одаренных детей и подростков.
Необходимо отметить, что усиление роли государства в решении проблем специального образования, выработка законодательной базы во многом были вызваны требованиями родителей «особых>> детей I и созданными ими (родителями) общественными организациями. Наиболее известными из них были: Ассоциация отсталых граждан и Совет особенных детей. В 1963 г. они объединились и стали называться «Отделение аномальных детей и молодежи» (<<Бюро Образования Аномальных»).
I Родительские организации заявили о себе еше в середине 50-х ГГ. Так, в 1954 г. родители темнокожих детей выступили против насильственного разделения учашихся по расовому признаку, подали на школьные власти в суд и одержали победу. Процесс «Браун против Совета образования» (1954) стал беспрецедентным в истории США: Верховный суд впервые удовлетворил иск родителей, осудив так называемое «равное, но раздельное» право на образование белых и черных учашихся, и признал подобное разделение незаконным. Заключение суда сводилось к тому, что каждый ребенок имеет право на получение образования на равных условиях (Т.е. независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания) .
Деятельность этих организаций приобретала общенациональный характер, и они имели огромное влияние в обществе. их комитеты создавались по всей стране, объединяли родителей, поддерживая и координируя их действия. Отдельные группы родителей самостоятельно финансировали различные проекты. Их комитеты организовывали специальные классы для детей разных возрастных групп, программы для информирования родителей, принимали участие в работе летних классов и курсов, деятельности лечебных мастерских и т.д.
Мощной силой воздействия на исполнительную и законодательную власть стали судебные процессы, захлестнувшие в 60-70-х п. всю страну. Большой резонанс получили процессы «Диана против совета образования штата» (1970), «Ларри П. против Райлз>, (1972), «Ассоциации отсталых граждан Пенсильвании против Сообщества Пенсильвания>, (1971)1, «Милз против Совета образования>, (1972), «Ассоциация отсталых граждан Мериленд против штата Мериленд» (1972), «Бенкс против Спиарз» (1973).
Иски родителей, а также общественных родительских организаций бьmи направлены против дискриминационной политики штатов и отдельных школьных округов, которые отказывались обучать детей, имеющих различные отклонения в развитии и поведении, в государственных общеобразовательных школах. Все эти иски бьти удовлетворены.
Под влиянием выигранных процессов и выступлений общественности к концу 1972 г. уже в 43 штатах США существовали законы, требующие предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями. Таким образом, судебные процессы, как одна из форм деятельности общественных родительских организаций, послужили важным фактором в совершенствовании государственного законодательства о равноправии всех граждан в получении образования.
Не менее значимым фактом, оказавшим влияние на совершенствование законодательства в США в отношении лиц с нарушениями развития, стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об общих и особых правах граждан с ограниченными ВОЗМОЖностями (1971), в которой были сформулированы основные права этих людей:
1 Этот процесс получил особую известность. Иском ассоциации оспаривалась правомерность исключения детей и подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью из государственных школ. Эта организация обвинила Сообщество Пенсильвании в неспособности обеспечить защиту прав умственно отсталых детей на получение образования, гарантированного государственным законом. Процесс бьm выигран. Год спу.стя федеральный округ законодательно запретил исполнительной власти штата исключать умственно отсталых детей из школ и отстранять их от участия в обучении. Кроме того, штат обязывался предоставлять всем детям и подросткам в возрасте от 6 до 21 года свободный доступ к получению образования и обеспечивать бесплатное образование умственно отсталых детей в соответствии с их способностями.
- равноправие перед законом;
- права на получение медицинского обслуживания, на обучение,
lIоспитание и содержание, направленных на развитие ИХ потенциальIlbJX возможностей;
- права на экономическую самостоятельность, достойный урощ;нь жизни, а также на продуктивный труд;
- права на проживание в собственной семье (семье приемных родителей), на участие в жизни окружающего сообщества, а также на Ilроведение досуга. В случаях помещения в закрытое учреждение I ребовалось создание окружения, максимально приближенного к "ормальным условиям;
- права на защиту интересов и личного благосостояния. Лица, осуществляющие защиту правовых и финансовых интересов людей t' нарушением интеллекта, не имели юридического права на оказа"ие никаких иных услуг;
- право на защиту от эксплуатации болезненного состояния, от lIасилия и принудительного лечения, приводящих к деградации личности.
В 60 - 70 п. прошедшего столетия в американском обществе чет1\0 прослеживается тенденция изменения отношения к проблемам обучения и воспитания «особых людей», что в определенной степени )ыло обусловлено влиянием европейских позиций. Как правило, таI\ИХ взглядов придерживались прогрессивные ученые, практики, которые не только распространяли знания об особенностях воспитания и обучения ЭТИХ детей как в школе, так и в семье, но и проводили исt'Jlедования по различным проблемам специального образования.
В 60-х П. американские ученые получили возможность ознакомиться с теорией и практикой работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в ряде европейских стран. НаибольшИЙ интерес у них вызвал скандинавский ОПЫТ организации обучения таких детей, основанный на принципе «нормализацию> (Н.БенкМиккельсен, Б.Нирже). Особенности реализации этого подхода в условиях США бьши обоснованы Вульфом Вольфенсбергером (1972) в отношении к детям с выраженными отклонениями в развитии.
Ученый определил нормализацию как необходимость сделать доступныM для умственно отсталых образцы и УСЛОВИЯ повседневной жиз"и, которые максимально приближены к нормам и образцам, существующим в обществе. Практически это предполагало полномасшТабную интеграцию людей с выраженными дефектами развития в общество. Автором бьти четко обозначены следующие направления, способы и области ее реализации .
• Фи з и ч е с к а я и н т е г р а ц и я при постоянном проживании инВалидов в учреждениях закрытого типа означала обязательное пощение ими общеобразовательной школы, обеспечение возможно-
сти трудоустройства в доступных отраслях малого бизнеса, на промышленных предприятиях, а также проведение досуга в местах общественного пользования.
• Ф у н к Ц и о н а л ь н а я и н т е г р а Ц и я была связана с предоставлением людям с нарушениями развития возможности физического доступа к местам общественного пользования, ко всем видам общественного транспорта.
• Со Ц и альн ая и нтегр а ц ия предполагала терпимое отношение общества к таким людям, основанное на взаимном уважении, необходимости и возможности установления адекватных и полноценных межличностных отношений между всеми людьми.
• Л и ч н а я и н т е г р а Ц и я была обусловлена участием «особых» людей в разных формах социального взаимодействия на протяжении всей жизни.
• О р г а н и з а Ц и о н н о-о б щ е с т в е н н а я и н т е г р а Ц и я предусматривала возможность максимального использования особыми людьми услуг и ресурсов общества.
И выступления общественности, и судебные решения, и труды ученых - все это послужило основанием резкой критики работы закрытых учреждений. Правда, этому предшествовали и многочисленные жалобы на условия содержания в них воспитанников.
К бедственному положению воспитанников в таких заведениях привлекали внимание сами сотрудники этих учреждений, родители и родственники детей. Они заявляли о нарушениях администрациями и персоналом гражданских, юридических, экономических прав обитателей. Возбуждались судебные иски. Из них наиболее известны «Ваятт против Стикни», «Лессард против Шмидт». Судебные процессы подтверждали факты нарушений прав людей с ограниченными возможностями.
Для контроля за выполнением судебных решений сначала в отдельных штатах, а затем и по всей стране организуются комитеты по правам человека, основной задачей которых является защита юридических прав людей с ограниченными возможностями.
При поддержке правительства и Американской ассоциации изучения слабоумия создаются специальные комиссии по проверке деятельности закрытых учреждений, выявившие многочисленные нарушения. Выяснилось, что большинство учреждений не отвечают требованиям безопасности, их наполняемость превышает допустимый уровень; вспомогательный персонал не имеет соответствующей квалификации. Почти везде отсутствуют условия для обучения воспитанников и проведения досуга.
По результатам проверки были сделаны неутешf1тельные выводы.
Скопление большого числа людей разного возраста с различными физическими и психическими нарушениями, отсутствие программ обучения и квалифицированной помощи оказьmают крайне негативное влияние на условия их жизни, провоцируют взрывное поведение, IIРИВОДЯТ К интеллектуальной деградации.
]80
Недостаточность медицинского обслуживания повышает уровень смертности воспитанников (т. Гилхул, п. Мизини, с. Вайтелло и Р. соскин).
Эти выводы способствовали проведению реформы закрытых учреждений, которая была начата при поддержке федерального правигельства и получила название «деинституциализация». Деинституциализация строилась на принципе нормализации и предполагала:
- выпуск (или перевод) воспитанников с легкими и средними сте'Iенями умственной отсталости и эмоциональной нестабильностью в учреждения, осушествляющие альтернативные общественно ориентированные программы, предусматриваюшие постоянное их проживание в данном сообществе (по типу семейной модели);
- сокращение показаний к приему, пересмотр контингента вос11 итанников; перепрофилирование учреждений;
- изменение статуса закрытых учреждений: предоставление восlIитанникам более свободных условий содержания, делающих их ноступными для родителей и общественных организаций;
- сокращение количества учреждений с большой наполняемостью. Однако проведение реформы на данном этапе не привело к ожидаемым результатам. Программы, рассчитанные на адаптацию людей с ограниченными возможностями в обществе, еще только начинали разрабатываться. Общество было не в состоянии принять все увели'Iивающееся число выпускников закрытых учреждений - на это не хватало ни средств, ни помещений, ни специалистов. Кроме того, среди людей, подлежащих выпуску, закрытые учреждения покидали и те, кто был абсолютно неприспособлен к самостоятельной жизни, и те, кто нуждался в постоянном уходе, - люди с тяжелыми формами умственной отсталости и психически больные. Не получая необходимой помощи и поддержки, они пополняли собой ряды правонарушителей и деклассированных элементов.
Реальным следствием деинституциализации оказалось возвращение многих бывших выпускников в те же учреждения. По статистике, общее число людей, вернувшихся и вновь зачисленных в эти учреждения, увеличилось вдвое.
Но несмотря на эти неудачи, государство не отказалось от проведения реформы закрытых учреждений.
Не менее острой критике подвергалась деятельность учреждений для детей и подростков с легкими степенями умственной отсталости - специальных классов и школ. Так, Д.Джонсон и Л.Данн отмечали убыточность и крайнюю неэффективность их работы; указывали на многочисленные ошибки, допушенные в процессе диагнос1 ики и при комплектовании этих учреждений, подчеркивали моральнЫЙ ушерб, который наносится детям и подросткам в результате их помещения в такие классы и школы.
Однако несмотря на широкую критику системы специального образования, государство в этот период еше бьто не готово отказатъся от специализированной помощи детям с ограниченными возможностями.
18]
Тем не менее показателем внимания, в частности, к проблемам людей с нарушениями слуха, служит неуклонный рост числа специальных образовательных программ, увеличение числа специально подготовленных учителей. Так, по данным А.Лёве (1992), в 1973 г. при населении США в 220 млн человек было учтено и обеспечено педагогической помощью 49,6 тыс. детей с нарушениями слуха в рамках более чем 800 образовательных программ. Число сурдопедагогов составило 12247 человек. В сравнении с 1900 г. население страны утроилось, в то время как число охваченных образованием неслышащих детей (в системах как массового, так и специального образования) выросло в 4 раза, а число сурдопедагогов увеличилось в 14 раз. (Безусловно, нельзя списывать со счетов и влияние эпидемии краснухи, захлестнувшей США в середине 60-х ГГ., что привело к появлению в течение короткого периода около 40 тыс. детей с нарушениями слуха и, соответственно, к необходимости государственной поддержки детей этой категории.)
Усиление государственного финансирования, и в частности программ по подготовке педагогических кадров, привело к увеличению числа отделений специального образования при колледжах и университетах разных штатов; срок обучения был продлен до 34 лет. Всего в специальном образовании было занято 32 тыс. педагогов.
Данный период - 60-70-е гг. прошедшего столетия - бьш чрезвычайно важным для страны: в эти годы закладывались основы коренных изменений, произошедших в последующие годы.
Под воздействием внутриполитических и внешнеполитических событий особую актуальность приобретали вопросы образования всех слоев общества. Началось реформирование системы образования, принимались законы по финансированию и организации образовательных программ для граждан различных категорий (бедных и социально незащищенных, одаренных, имеющих ограниченные возможности). Инициатором и организатором этих реформ стало государство. Его внимание распространялось и на проблемы людей с ограниченными возможностями.
Государство финансирует исследования, связанные с изучением причин нарушений развития, с профилактикой умственной отсталости и детской смертности, поддерживает законодательные акты, направленные на защиту экономических, юридических и социальных прав людей с ограниченными возможностями. Начинается реформа закрытых учреждений.
В целом традиционная система специалЬНОГ<1 образования подвергается резкой критике. Одновременно усиливается деятельность общественных, родительских движений, связанных с вопросами обучения, лечения, правовой защиты людей с ограниченными возможностями и инвалидов других категорий.
Вместе с тем, структура и содержание специального образования остаются традиционными, хотя большое распространение получает и европейский опыт обучения детей и подростков с выраженными нарушениями (реализация принципа нормализации).