Показ различных предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, плоских моделей…альбомы по истории, атласы, детские энциклопедии
В современной школе для обеспечения качественной иллюстрации (ТСО, диафильмы, интерактивная доска)
Этапы работы;
- Объяснение цели просмотра
- Демонстрация диафильма с комментированием
- Итоговая беседа по просмотренному
.
5) Видеометод ( показ кинофильма, использование мультимедиа, интерактивных обучающих систем)
Этот метод служит не только для преподнесения знаний, Но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.
Особенно эффективны интерактивные обучающие системы: ученик может по собственному усмотрению задавать условия, изменять параметры и смотреть, что из этого получится.
Видеометод требует от педагога совершенного владения современными ТСО.
Главная роль наглядных методов обучения - обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления.
5)Практические методы.
- Практические методы.
К практическим методам обучения относятся:
1)упражнения,
2)лабораторный метод,
3) практическая работа,
4)познавательные игры,
5)самостоятельная работа,
6)творческие работы.
Упражнения - это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества.
- Цель использования упражнений - формирование умений применять знания на практике, овладение учебными и практическими умениями и навыками.
Достоинство метода: обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, недостаток – в слабом выполнении побуждающей функции.
Виды упражнений:
- - специальные ( многократно повторяемые, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков, например, письмо букв, отработка подачи мяча и т.д.);
- - производные (специальные упражнения, применявшиеся прежде; способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков, без производных упражнений навык забывается);
- - комментированные ( учитель и ученики поясняют, толкуют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются; служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий)
- - устные ( связаны с развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей; применяются для овладения техникой и культурой чтения, устного счёта, рассказа и т.д.)
- - письменные (стилистические, грамматические, орфографические диктанты);
- - графические (используются при изучении математики, рисования)
Эффективность упражнений зависит от:
- направленности на развитие и закрепление всех необходимых качеств;
- обеспечения достаточной повторяемости упражнений по видам и количеству;
- экономной формы предъявления ( чёткая инструкция);
- разнообразия форм управления работой учеников;
- сознательности учащихся при выполнении упражнений;
знания учащимися правил выполнения действий;
- учёта достигнутых результатов.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении опытов, экспериментов учащимися. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах.
Преимущества: даёт возможность для формирования важных практических умений ( измерять, вычислять, обрабатывать результаты, сравнивать и т.д.), способствует развитию активности и самостоятельности учащихся.
Недостатки: сложен, требует специального оборудования, тщательной подготовки учителя и учеников.
Практическая работа выполняет функцию углубления знаний, умений, а также
способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.
Этапы практической работы:
Объяснение учителя. Теоретическое осмысление работы.
Показ. Инструктаж.
Проба. Выполнение работы 2-3 учащимися, остальные наблюдают за правильностью выполнения.
Выполнение работы самостоятельно.
Контроль. Работы учеников принимаются и оцениваются.
Преимущества: лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, формированию привычки тщательной организации трудового процесса.
Творческие работы.
поделки;
сочинения:
подобрать правила игры:
написать сказку.
Самостоятельная работа.
цели:
знакомство с новым материалом:
закрепление:
совершенствование:
проверочные работы.
- виды:
устные:
письменные:
творческие;
--теоретические:
практические.
- правила применения:
- организация:
четкая инструкция;
- систематичность:
разнообразие:
самоконтроль:
оформление письменных и устных работ.