Исследование ситуативной и личностной
Тревожности (опросник Спилбергера).
Данный тест используется для измерения тревожности как психического состояния (ситуативная тревожность), которое может возникать при определенных условиях и сменяться другими состояниями, и тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики (личностной черты). Соответственно этим двум измеряемым переменным в тесте предусмотрены две шкалы.
Инструкция. «Прочитайте утверждение и выберите наиболее подходящий Вам ответ. В таблице указано количество баллов, которое присваивается за выбранный ответ».
Выбираемые ответы | ||||||
Нет, это не верно | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |||
Шкала ситуативной тревожности | ||||||
I. Я спокоен | ||||||
2. Мне ничто не угрожает | ||||||
3. Я нахожусь в состоянии напряжения | ||||||
4. Я внутренне спокоен | ||||||
5. Я чувствую себя спокойно | ||||||
6. Я расстроен | ||||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | ||||||
8. Я чувствую душевный покой | ||||||
9. Я встревожен | ||||||
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||||
11. Я уверен в себе | ||||||
12.Я нервничаю | ||||||
13. Я не нахожу себе места | ||||||
14. Я взвинчен | ||||||
15. Я не чувствую скованности и напряжения | ||||||
16. Я доволен | ||||||
17. Я озабочен | ||||||
18. Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||||
19. Мне радостно | ||||||
20. Мне приятно | ||||||
Шкала личностной тревожности | ||||||
21. У меня бывает приподнятое настроение | ||||||
22. Мне ничто не угрожает | ||||||
23.Я легко могу расстроиться | ||||||
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||||
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||||
26. Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||||
27. Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||||
28. Меня тревожат возможные трудности | ||||||
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||||
30. Я бываю вполне счастлив | ||||||
31. Я все принимаю близко к сердцу | ||||||
32. Мне не хватает уверенности в себе | ||||||
33. Я чувствую себя беззащитным | ||||||
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||||
35. У меня бывает хандра | ||||||
36. Я бываю доволен | ||||||
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||||
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||||
39. Я - уравновешенный человек | ||||||
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Оценка результатов.
По приведенной ниже таблице определяется количество набранных испытуемым баллов по каждой шкале в отдельности, которые делятся на число 20. Полученные два индекса рассматриваются как показатели ситуативной и личностной тревожности соответственно. По Moor (1995) шкала ситуативной тревожности может использоваться для измерения дентофобии.
Ключ для оценки выраженности ситуативной и личностной тревожности (по Немову) приводится ниже.
Номер суждения | Ситуативная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) |
Выводы об уровне развития.
3,5-4,0 балла- очень высокая тревожность.
3,0-3,4 балла - высокая тревожность.
2,0-2,9 балла - средняя тревожность.
1,5-1,9 балла - низкая тревожность.
0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.
Вопросы к главе
1. Какие проблемы решает психодиагностика?
2. Какие существуют методы психодиагностики?
3. Какие существуют типы тестов? Дайте им характеристику.
4. Какие требования предъявляются к психологическим тестам?
5. Какие особенности невербального поведения следует учитывать при наблюдении?
6. Укажите основные правила проведения интервью.
7. Укажите основные правила проведения клинической беседы.
8. Какие существуют типы психометрических шкал?
9. Дайте характеристику личностного теста MMPI.
10. Дайте характеристику личностного теста Кеттелла 16PF.
ГЛАВА 8.