Рейтинговая система оценки
Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах, в учебных заведениях США, в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых вузах нашей страны.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности как педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
1. Стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом.
2. Процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
3. Дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
4. Развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между учителем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта.
5. Наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
6. Проявляется дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, «срезовых», текущих и т. д.), и отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей.
7. Появляется возможность улучшить полученную оценку.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.
Примером рейтинговой системы может служить оценивание решений районных и областных олимпиад.
Можно предлагать учащимся контрольные работы, в которых каждое задание имеет свой балл. И тогда в классе устанавливается рейтинг по усвоению соответствующей темы.
Однако несмотря на все свои плюсы рейтинговая система оценки знаний не получила широкого применения, особенно в школе. Причин здесь несколько: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке, недостаток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.
Чтобы разработать и внедрить рейтинговую систему учителю необходимо определиться с выбором рейтинга. Возможны следующие виды:
• рейтинг по предмету или по ряду предметов;
• рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
• рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т. д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).
Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия:
1. Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме, и уровень их усвоения.
а) репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради;
б) продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать);
в) частично поисковый — ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач;
г) творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента открывает для себя новые знания (понятия).
В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся (в качестве дополнительных заданий). Также необходимо отметить понятия, указанные в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствуют отметке «удовлетворительно» по данной теме.
2. Определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием необходимо овладеть ученику. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.
3. Определить тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а также уровень сложности заданий. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений, имеют «стоимость» 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается в 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30—50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, так как выполняется учащимися в группах или парах.
Свойства рейтинговой системы:
1. Одним из обязательных свойств системы является ее открытость — ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, понимать, как можно получить баллы и за что можно их потерять и т. д. Для выполнения этого свойства ученикам должна быть доступна «таблица стоимости». Можно сделать ее в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика.
2. При по уровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов. Например, баллы за решение задач разных уровней будут меняться от 3 до 10.
3. «Таблицу стоимости» можно изменять. Так, например, если учитель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие ученики не умеют правильно оформлять задачи: введите в таблицу баллов такую строку: «Правильное оформление задачи» — и при выставлении отметки за задачи учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка его можно исключить из таблицы.
4. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов:
а) поощрять более быстрое выполнение заданий на уроке. Например, при выполнении письменной работы следует применять временной коэффициент, то есть чем раньше сдал работу, тем больше дополнительных баллов получил;
б) поощрять более быстрое прохождение программы отдельными учениками. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу на 5 дней раньше всего класса, можно добавить ему за каждый день по 1 баллу;
в) поощрять учащихся, оказывающих помощь другим ученикам и учителю. Например, выставлять дополнительные баллы за объяснение или проверку темы и т. д.
Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности учеников: при большой активности баллы можно уменьшить, и наоборот (но изменения следует делать аргументировано и лучше всего в новом учебном году).
Рейтинговая система оценивания предусматривает внедрение штрафных баллов. Штрафные баллы могут выставляться:
— за пропуски уроков без уважительной причины;
— за опоздание на урок;
— за несвоевременно выполненную работу;
— за неаккуратное ведение тетради.
При рейтинговой системе оценивания можно выставлять баллы за ведение тетради. Требования к ведению тетради таковы:
1) перед любой работой обязательно должны быть написаны дата и ее вид (домашняя или классная);
2) все страницы в тетради должны быть пронумерованы, иметь поля;
3) все работы должны выполняться аккуратно.
Задания творческого характера могут выполняться в паре или в группе, но тогда баллы за них нужно снизить или поделить между учащимися.
Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное — вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.
Выявляя особенности рейтинговой системы оценивания, можно отметить, что:
1) при рейтинговой системе был замечен интерес учащихся к деятельности на уроке: многие стали активно работать, выходить и решать задания на доске;
2) изменилось отношение к домашнему заданию: ребята с большим желанием стали выполнять домашнее задание и получали высокие баллы за него;
3) в случае небольшого количества баллов за письменные работы учащиеся приходили переписывать их во внеурочное время;
4) повысилась успеваемость учащихся по сравнению с пятибалльной системой оценивания.
Рейтинговая система дает учащимся право выбора в продвижении по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего изменяется его роль. Задача учителя — обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.
Весовая система оценки
При определении итоговой отметки за четверть или полугодие нельзя руководствоваться средним арифметическим. Каждая оценка имеет свой “вес”и выражает показатели различной деятельности учащихся.
Если отметки обозначить как А1, А2, А3 и т.д., то “вес” отметки определяется как произведение её числового выражения на соответствующий коэффициент. Итоговую отметку Аитог можно подсчитать по формуле:
Таблица коэффициентов значимости отметок
Формы контроля | Что проверяется | Коэффициент | |
Программируемый контроль | Знания | К1=1 | |
Фронтальный опрос | Знания | К2=1 | |
Решение качественных задач | Знания | К3=1 | |
Самоконтроль | Знания | К4=1 | |
Взаимоконтроль | Знания | К5=1 | |
Решение задач | Знания, умения | К6=2 | |
Домашнее задание | Знания, умения | К7=2 | |
Самостоятельная работа | Знания, умения | К8=2 | |
Практическая работа | Умения, навыки | К9=2 | |
Лабораторная работа | Умения, навыки | К10=2 | |
Диктант | Знания | К11=2 | |
Контрольная работа | Знания, умения | К12=3 | |
Зачетная работа | Знания, умения | К13=3 | |
Экзамен по итогам периода обучения | Знания, умения, навыки | К14=4 |
Безотметочное оценивание
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе.
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей. Делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.