Тема 16. Змей Горыныч о трех головах
Цель. Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Змея Горыныча с тремя головами.
Однажды Настенька пошла в лес за ягодами и грибами, а Иванушка остался дома – ему нужно было поработать на огороде. Уже вечер, а Настеньки все нет и нет. Пошел Иванушка искать Настеньку. Долго ли шел Иванушка, коротко ли и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. «Что же там может быть?» – подумал Иванушка. Тут подлетает к нему воробышек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, ее похитил Змей Горыныч о трех головах и хочет ее завтра съесть!» Опечалился бедный Иванушка – что же ему теперь делать?.. А воробышек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы – одна голова ледяная, другая – водяная, третья – паровая.
(Показывает картинку.) Ледяная голова как дохнёт – все вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лед самый важный на свете. Вторая голова была водяная – как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, все разрушает, всех водой заливает, все смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить. Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар – как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжет – близко подойти нельзя! Паровая голова тоже считала, что она самая главная. И все три головы – ледяная, водяная и паровая – все время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить.
Тут можно прервать сказку и предложить детям самим придумать, как справиться с каждой из голов. Стоит поддержать те ответы, в которых будут учитываться возможности превращения воды из одного состояния в другое.
Воспитатель. Вот сколько способов победить головы Змея Горыныча вы предложили! Молодцы! А теперь давайте узнаем, что же в сказке произошло. Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, разжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался – ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и подставил под струю горячего пара:
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в… (водицу).
Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду, и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку. Что же делать Иванушке? И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку. Как же примирить эти три головы – ледяную, водяную и паровую? Надо как-то показать, что лед, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.
Решил так Иванушка и разжег большой горячий костер. Взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу что-то тебе показать!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает: «Ну, что тебе еще нужно, человек?» – спрашивают все три головы. А Иванушка отвечает: «Видишь, вот лед от твоей ледяной головы – я бросаю его в горячий огонь. Смотри, что будет!» – сказал Иванушка и бросил холодный лед на горячие угли костра.
А мы с вами, ребята, бросим лед на горячую плитку – смотрите, что получается.
Педагог кладет кусок льда на раскаленную плитку, лед превращается в воду, вода – в пар, пар поднимается над плиткой, слышно шипение. «Видите, ребята, – холодный твердый лед превращается в жидкую водичку, а вода превращается в пар – мы с вами видим одновременно и лед, и воду, и пар – это значит, что лед, вода и пар превращаются друг в друга. Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: как же так? Значит, мои ледяная, водяная и паровая головы все время зря ссорились между собой! Изо льда получается вода, из воды – пар. Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу! А если холод вдруг придет – из водицы будет лед.
Решили все три головы – ледяная, водяная и паровая – больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей
Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы горячим жарким летом можно было класть в них продукты. Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов – в холодное время года по трубам парового отопления идет горячий пар и обогревает квартиры. Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся.
Опыт нам узнать поможет:
Вода, лед, пар – одно и то же.
Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода).
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в… (водицу).
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед!
А теперь, ребята, пожалуйста, нарисуйте Змея Горыныча с тремя головами – ледяной, водяной и паровой.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Поиграть с детьми в игры «Покажи твердое или жидкое», «Наоборот».
//-- Домашнее задание родителям --//
Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок
понаблюдает за превращением льда в воду, воды в пар. Предложите ему нарисовать три фазы трансформации воды: лед – вода – пар. Обратите внимание на то, что этот процесс происходит при нагревании. Задайте ребенку вопрос: «Что будет, если охлаждать пар?» (Процесс трансформации пойдет в обратном порядке: пар – вода – лед.)
Тема 17. Лед – вода – пар
Цель. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.
Материал. Символы: картонный синий квадрат – «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Лед – вода – пар». Помните игру «Твердый – жидкий»? А сегодня мы будем играть по-другому. Вспомните, как мы изображали лед.
Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель.
Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода). (Дети «плавают».)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар… (в водицу). (Дети «плавают».)
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет… (лед). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.)
Очень хорошо, молодцы! А теперь поиграем по-другому: я буду показывать картинки, а вы – «превращаться». Но сначала ответьте, как можно лед превратить в воду? (Нагреть.) А как можно лед нагреть?
(На плитке. На солнышке.) Правильно! Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла – солнце). Значит, вы должны из льда превращаться в… (воду). А если вы воду изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)
Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ – что случится с паром? (Он превратится в воду.) А если воду заморозить, что будет? (Лед.) Значит, вы из воды превращаетесь в лед – вот так. (Показывает.) Теперь давайте поиграем».
Педагог показывает картинку, и дети «превращаются», произнося: «Тепло, нагревается», если видят на картинке солнышко. Или: «Холод, охлаждается», если видят Деда Мороза.
Демонстрируется картинка с солнышком – дети «плавают», изображая воду.
Демонстрируется картинка с Дедом Морозом. Дети произносят: «Холод, охлаждается!» – и «сжимаются», изображая лед.
Демонстрируется картинка с солнышком. Дети произносят: «Тепло, нагревается!» – и «превращаются в воду», «плавают».
Педагог демонстрирует картинку с солнышком и спрашивает: «А теперь во что превратитесь?»
Дети произносят: «Тепло, нагревается!» – и «превращаются в пар». Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель. А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он
может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.) Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед. А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.) А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко. Продолжим игру:
Если облачко летит,
Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)
Хорошо мы все запомним,
Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)
А квадратик – твердый лед,
Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)
Все теперь картинки знаем,
Лед и воду отличаем.
Если солнцу появиться,
Лед в водичку превратится! (Держит «лед» в одной руке, «солнце» – в другой, затем «лед» кладет на стол, вместо него берет «воду».)
Будем дольше греть водицу —
В пар водица превратится! (Меняет «воду» на «пар».)
Пар мы будем охлаждать,
Воду будем получать. (Меняет «солнце» на «мороз», «пар» на «воду».)
Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов.
Воспитатель. А теперь давайте нарисуем лед, воду и пар.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Игра «Лед – вода – пар». Повторение стихов о льде, воде и паре.
Тема 18. Игра в школу
Цели. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды.
Материал. У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка.
//-- Методические указания --//
Дети рассаживаются за столики.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поиграем в школу. Когда вы все подрастете, то пойдете в школу. А в школе нужно себя вести совсем иначе, чем в детском саду: вы должны сидеть каждый за своим столом и не мешать друг другу, внимательно слушать, что говорит учитель и выполнять все его указания. Сейчас вы будете учиться как настоящие школьники.
Педагог дает каждому ребенку три картинки: символы льда, воды и пара. Предлагает: «Посмотрите на символы внимательно и вспомните, что они обозначают». Дети называют, что обозначают символы.
Воспитатель. Я называю слово, а вы показываете картинку, к которой оно подходит. Лед. Вода. Пар.
Дети показывают соответствующие символы.
Воспитатель. А теперь – игра посложнее. Я называю слово, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ. Приготовились? Начали! Суп. Камень. Компот.
Дети показывают соответствующие символы.
Игру можно продолжить аналогично игре «Покажи твердое или жидкое».
Воспитатель. А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)
Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Педагог показывает Деда Мороза и произносит:
Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «воду» на «лед».
Воспитатель (показывает солнышко).
Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).
Солнце все сильнее греет,
Греет-греет, нагревает
И водичку превращает…
Дети меняют «воду» на «пар».
Воспитатель (показывает Деда Мороза).
Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «пар» на «воду».
Игра продолжается.
Воспитатель. Молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. А теперь мы изменим правила игры: вместо того чтобы показывать солнышко, я буду звенеть колокольчиком, а всместо Деда Мороза – играть на дудочке. Позвоню в колокольчик – значит вышло солнышко. Заиграю на дудочке – холод наступил. Приготовились, все подняли символ «вода».
Звенит колокольчик. Дети показывают «пар».
Звучит дудочка. Дети показывают «воду».
Игра продолжается.
Воспитатель. А теперь последнее задание – разложите картинки-символы в ряд так, чтобы было все правильно. Подумайте, какая картинка должна идти за какой.
Дети выкладывают картинки.
Воспитатель. Кто расположил свои картинки так: пар – вода – лед? У вас происходит нагревание или охлаждение? (Охлаждение.) А у кого картинки разложены так: лед – вода – пар? У вас происходит… (нагревание).
Педагог предлагает кому-либо из ребят быть «дежурным в классе» и собрать у детей картинки-символы. Отбирает несколько картинок и размещает их на фланелеграфе в таком порядке: лед – пар – лед – вода – вода – пар – вода.
Воспитатель. Ребята, правильно ли здесь разложены картинки? Кто мне поможет правильно их разложить?
Ребенок (по желанию) подходит к фланелеграфу.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, что у нас здесь (показывает на первую пару картинок)? Что это?
Ребенок. Лед – пар.
Воспитатель. Правильно это?
Ребенок. Нет, нужно лед – вода.
Воспитатель. Хорошо, молодец. Поменяй, как нужно правильно. Ребенок меняет картинки местами.
Воспитатель. Так, а дальше как нужно положить?
Ребенок выкладывает все картинки, получается ряд: лед – вода I mp – вода – лед – вода – пар.
Воспитатель. Посмотрим, что у нас получилось. Лед – вода – пар – это нагревание или охлаждение? (Нагревание.)
Педагог берет символ нагревания – «солнышко» – и прикладывает к этой тройке картинок. Произносит:
Вот смотрите —
Лед растает, и тогда
Будет из него вода!
Мы водичку нагреваем,
В пар водичку превращаем!
Затем педагог убирает эту тройку картинок.
Воспитатель. Вода – лед – это… (охлаждение).
Если холод вдруг придет,
Из водички будет лед!
(Прикладывает к паре вода – лед символ охлаждения.)
А потом у нас лед – вода. Это…
Дети.
Лед растает, и тогда
Будет из него вода!
Очень хорошо! Ну и последние картинки: вода – пар… Кто скажет, что это?
Дети.
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар!
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Повторить с детьми стихи и загадки о воде, игры: «Мы шагаем», «Мы растем», «Каравай».
//-- Домашнее задание родителям --//
Проведите опыты по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в морозильной камере холодильника.
Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок понаблюдает за превращением льда в воду, воды – в пар. Предложите ему зарисовать три фазы трансформации воды: лед – вода – пар. Обратите внимание на то, что этот процесс происходит при нагревании.
Задайте ребенку вопрос: «Что произойдет, если охладить пар?» (Процесс трансформации пойдет в обратном порядке: пар – вода – лед.)
Положите сосуд с водой в морозилку и понаблюдайте с ребенком за замерзанием воды.
Тема 19. Игра «Царство льда, воды и пара»
Цели. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах.
Материал. Символы нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз), символы льда, воды и пара, дудочка, колокольчик.
//-- Методические указания --//
Воспитатель организует игру «Царство льда, воды и пара».
Для этой игры в комнате необходимо иметь шведскую стенку или гимнастический уголок с лестницей, на которую дети могли бы быстро забраться во время игры. На лестнице крепится большой символ пара – белое облачко; это «царство пара». Неподалеку находится «царство воды» – большой круг, начерченный на полу мелом или выложенный голубой лентой, в центре круга символ воды – картонный кружок с волнами и пузырьками. За кругом расположено «царство льда» – ковер на полу, на котором можно поставить стульчик и закрепить на нем символ льда – синий квадрат.
Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы поиграем в интересную игру «Царство льда, воды и пара». Здесь на коврике у нас будет царство льда. Узнаете синий квадратик? Что он означает? (Лед.) Там живут одни ледышки. Как мы с вами изобразим твердые, холодные ледышки?»
Дети сжимаются, обхватывают себя руками.
Воспитатель. А вот царство воды – здесь живут капельки воды. Как мы изобразим воду?
Дети «плавают».
Воспитатель. А высоко наверху облачко – как думаете, что оно обозначает?
Дети. Пар.
Воспитатель. Правильно. А теперь скажите, если зазвенит колокольчик, что это значит?
Дети. Это солнышко, нагревание.
Воспитатель. Правильно! (Звенит в колокольчик, показывает символ солнца.) А если дудочка звучит, что это значит?
Дети. Охлаждение.
Воспитатель. Да, это означает холод. (Играет на дудочке и показывает картинку с изображением Деда Мороза.) Теперь можно играть. Кто хочет попробовать? Смелее!
В игре сначала могут принять участие 5–7 ребят, остальные дети
наблюдают за игрой.
Игра начинается в «царстве льда». Дети садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки.
Воспитатель. Жили-были в царстве льда ледышки. Они были холодные-прехолодные, твердые-претвердые, и так им было грустно быть ледышками, что они мечтали попасть в царство воды и пара, но вот только никак не могли они расколдоваться – разморозиться. И стали они просить солнышко, чтобы оно их разморозило:
Солнышко – солнышко,
Горячо свети
Солнышко – солнышко,
В водичку преврати!
Услышало солнышко, как ледышки просят его прийти, согреть их теплом и превратить в водичку, и выглянуло из-за тучки. (Звенит колокольчиком.) Ну-ка, ребята-ледышки, превращайтесь в капельки и повторяйте песенку капелек.
Дети бегут в «царство воды» и повторяют вслед за педагогом:
Мы капельки, мы капельки,
Хорошо живем.
Мы капельки, мы капельки,
Плывем, плывем, плывем!
(Дети ходят по кругу и совершают «плавательные» движения.)
А теперь слушайте: солнце греет-пригревает, в пар водичку превращает! Ну-ка, превратитесь все капельки в парники! Бегите на лестницу! (Дети залезают на лестницу, на 1–3 ступеньки.) Теперь вы в «царстве пара». Повторяйте за мной:
Мы легкие паринки.
А раньше были льдинки!
Капельками были,
В пар нас превратили!
Пришел Дед Мороз в царство льда и видит, что нет ледышек. И в
царстве воды тоже их нет, они же в паринки все превратились. Захотел Дед Мороз обратно ледышки в царство заполучить и начал морозить! (Играет на дудочке.) Во что паринки превращаются? Правильно, снова в капельки. (Дети бегут в царство воды.) А Дед Мороз стал сильнее морозить. (Играет на дудочке.) И превратились капельки в ледышки.
Дети бегут на коврик, садятся, обхватывают себя руками.
Педагог продолжает: «Вот как Дед Мороз вернул свои ледышки. Как же им вернуться и стать парниками? Надо снова солнышко просить. Давайте попросим солнышко, ребята!
Солнышко-солнышко,
Горячо свети,
Солнышко-солнышко,
В водичку преврати!»
Игра повторяется. В ней могут участвовать и другие дети.
Игра получается интересной, если дети хорошо знают стихи. После того как все ребята усвоят правила игры, значения превращений – куда перемещаться и как реагировать на сигналы колокольчика и дудочки, – можно поиграть в более интересные варианты игры «Царство льда, воды и пара».
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Поиграть с детьми в варианты игры «Царство льда, воды и пара».
Вариант 1. Часть детей находится в «царстве льда», другие дети – в «царстве воды». Выходит солнышко – играет дудочка. Дети-ледышки бегут в «царство воды», дети-капельки бегут в «царство пара». Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в «царстве льда», так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в «царстве пара».
В процессе игры следует «холодить» и «нагревать» одновременно – капельки станут ледышками, а «ледышки» – «капельками», ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.
Вариант 2. Вводятся роли Солнца и Деда Мороза. Ребенок, играющий роль Солнца, надевает на голову ленту с кружком – символом Солнца, а ребенок, играющий роль Деда Мороза, – шапочку или ленту с кружком картона с изображением Деда Мороза. Все дети находятся в «царстве льда». Пока звенит колокольчик, Солнце должно дотронуться до ледышек и разморозить их, увести в «царство воды», так же и пока звучит дудочка, Дед Мороз должен как можно быстрее «заморозить» «капельки» или «паринки». Время звучания дудочки или колокольчика определяется взрослым в зависимости от хода игры, темперамента ведущих: как быстро Солнце или Дед Мороз смогут осалить детей.
Тема 20. Свойства веществ
Цели. Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка), кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.
//-- Методические указания --//
Воспитатель.
Ребята, сегодня мы проведем опыты. Я раздам вам все, что понадобится для сегодняшнего занятия. (Раздает деревянные палочки.) У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая.) Сколько у каждого из вас палочек в руках? (Одна палочка.) А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо. Вот вам по кусочку мела. (Раздает мел.) Мелом пишут в школе на доске. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.) Был один кусочек, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.
Дети пытаются соединить кусочки мела.
Педагог спрашивает: «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка, и мел – что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек, то дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется».
Взрослый берет большой кусок льда и говорит: «Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем, и будет много кусочков». Разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда. Педагог продолжает: «Ну-ка, попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое. Давайте проведем еще один опыт».
Педагог дает каждому ребенку стакан с водой и пустой сткан и предлагает: «„Сломайте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды».
Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.
Дети переливают воду обратно в один стакан.
Воспитатель. Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.
Педагог собирает у детей стаканы с водой и раздает им по кусочку пластилина.
Воспитатель. Пластилин какой? (Твердый.) Давайте помнем его пальцами вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела – разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.) Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?
Педагог выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.
Воспитатель. Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята? (Да, получается.) Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин, можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали.) Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.
А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым. А сейчас нарисуйте, пожалуйста, целую палочку и сломанную палочку.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
При игре с различными игрушками обращать внимание детей на мягкие и твердые игрушки. Предложить им принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твердых и мягких.
//-- Домашнее задание родителям --//
Обращайте внимание детей на различную форму, которую принимает вода в разных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме, в ванне и т. д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру (лучше использовать небольшие чашки, рюмки, стаканы и блюдца). После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
Тема 21. Строение веществ
Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий.) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок.) Песчинки твердые или мягкие?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Предлагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку с песком. (Раздает детям блюдца с песком.) Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке… Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»
Дети. Твердые.
Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.
Педагог раздает детям лупы и предлагает: «Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.
Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи
песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (Твердые.) А песок какой? (Песок мягкий.) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?
Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: «Песчинок много».
Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.
Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»
Дети. Белый! Твердый! Сладкий!
Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Сахар рассыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.
Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.
Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет!
Куда он исчез?
Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».
Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?
Дети. Нет, не растворяется.
Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет,
А вот сахар сладкий – сладкий
Растворился без остатка!
Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твердых льдинок-снежинок, так же как и песок состоит из песчинок.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Поиграть с детьми в игры «Большой-маленький», «Каравай».
//-- Домашнее задание родителям --//
Рассмотрите с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложите зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу – большим.