Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию
2. Репродуктивные методы обучения.
В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения.
Участие детей в коллективном поиске.
4. Исследовательские методы обучения
Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Групповая;
Индивидуальная;
Индивидуально-групповая;
Ансамблевая, общеоркестровая;
По звеньям; и ДР.
Разнообразен спектр форм проведения занятий. Предлагаемый перечень может быть полезен при написании этого раздела программы.
Формы проведения занятий:
занятие-игра, сказка, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар, консультация, профильный лагерь и др.
Учебно-тематический план
Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:
№ п/п
Тема
Количество часов
Примечания
Всего
Теоретических занятий
Практических занятий
Итого часов:
Расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать.
Содержание программы
В этом разделе указывается:
· название темы (названия тем должны обязательно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана)
· телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики),
· указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике - практическая деятельность учащихся. (При планировании экскурсии желательно указывать название места проведения экскурсии)
· Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах.
Поэтому в образовательной программе необходимо:
· прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно отдельно выделить прогнозируемые результаты воспигания и развития ребенка;
· указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Аналогично формам и методам проведения занятий, критерии и формы оценки качества знаний зависят от профиля детского объединения.
Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Необходимо указать регулярность ее проведения.
Формы оценки качества знаний:
· тестирование,.
· предварительное прослушивание,
· академический концерт,
· контрольное занятие,
· олимпиада,
· викторина,
· отчетная выставка,
· учебные концерты,
· отчетные концерты (концерты для родителей, гастрольные),
· зачет, экзамен (как правило, в музыкальных коллективах) и др.
Материальное обеспечение программы.
В этом разделе перечисляется необходимое оборудование, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО), и т.д.; описание помещения для занятий.
Методическое обеспечение программы.
В разделе “Методическое обеспечение” указываются наглядные пособия, таблицы, справочники, ноты, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий. Кадровое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.
Литература.
· В этот раздел программы включаются:
· список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам);
· список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.
Эти списки составляются по следующей форме:
Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания
Приложения к программе:
· словарь специальных терминов с пояснениями;
· контрольные вопросы;
· готовые изделия, образцы;
· условия прослушивания;
· описание занятий;
· технологические карты;
· материалы тестирования;
· условия набора в коллектив;
· памятки для родителей и др.
Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы. Оформление программы начинается с титульного листа
Типичные ошибки!!!
Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.
Типичные ошибки
Пояснительная записка
- отсутствует краткая характеристика предмета;
- не раскрывается актуальность, новизна программы
Цели и задачи
- не всегда различаются понятия “цель” и “задача”;
- отмечается несоответствие задач поставленным целям;
- несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;
- отсутствие разделения задач на “образовательные”, “развивающие”, “воспитательные”