Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

2. Репродуктивные методы обучения.

В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательские методы обучения

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

Групповая;

Индивидуальная;

Индивидуально-групповая;

Ансамблевая, общеоркестровая;

По звеньям; и ДР.

Разнообразен спектр форм проведения занятий. Предлагаемый перечень может быть полезен при написании этого раздела программы.

Формы проведения занятий:

занятие-игра, сказка, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар, консультация, профильный лагерь и др.

Учебно-тематический план

Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:

№ п/п

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

Итого часов:

Расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать.

Содержание программы

В этом разделе указывается:

· название темы (названия тем должны обязательно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана)

· телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики),

· указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике - практическая деятельность учащихся. (При планировании экскурсии желательно указывать название места проведения экскурсии)

· Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах.

Поэтому в образовательной программе необходимо:

· прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно отдельно выделить прогнозируемые результаты воспигания и развития ребенка;

· указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы.

Критерии и формы оценки качества знаний:

Аналогично формам и методам проведения занятий, критерии и формы оценки качества знаний зависят от профиля детского объединения.

Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Необходимо указать регулярность ее проведения.

Формы оценки качества знаний:

· тестирование,.

· предварительное прослушивание,

· академический концерт,

· контрольное занятие,

· олимпиада,

· викторина,

· отчетная выставка,

· учебные концерты,

· отчетные концерты (концерты для родителей, гастрольные),

· зачет, экзамен (как правило, в музыкальных коллективах) и др.

Материальное обеспечение программы.

В этом разделе перечисляется необходимое оборудование, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО), и т.д.; описание помещения для занятий.

Методическое обеспечение программы.

В разделе “Методическое обеспечение” указываются наглядные пособия, таблицы, справочники, ноты, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий. Кадровое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.

Литература.

· В этот раздел программы включаются:

· список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам);

· список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.

Эти списки составляются по следующей форме:

Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания

Приложения к программе:

· словарь специальных терминов с пояснениями;

· контрольные вопросы;

· готовые изделия, образцы;

· условия прослушивания;

· описание занятий;

· технологические карты;

· материалы тестирования;

· условия набора в коллектив;

· памятки для родителей и др.

Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы. Оформление программы начинается с титульного листа

Типичные ошибки!!!

Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.

Типичные ошибки

Пояснительная записка

- отсутствует краткая характеристика предмета;

- не раскрывается актуальность, новизна программы

Цели и задачи

- не всегда различаются понятия “цель” и “задача”;

- отмечается несоответствие задач поставленным целям;

- несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;

- отсутствие разделения задач на “образовательные”, “развивающие”, “воспитательные”

Наши рекомендации