Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптоматики психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответствуют степени нарушений в познавательной сфере. Обычно высшие чувства (долга, дружбы и т. д.) оказываются менее сформированными, а имеющиеся
эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцирова-ны и нередко не соответствуют реальным стимулам. Крайне недостаточны мотивации, побуждающие к познавательной деятельности (Д. Н. Исаев, 1982).
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталых обусловлена, в первую очередь, особенностями развития их потребностей, мотивов и интеллекта. Так, установлено, что у умственно отсталых дошкольников и школьников недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития (В. В.Лебединский, 2003).
Это объясняется тем, что у ребенка с умственной отсталостью очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные процессы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушений эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребенка с умственной отсталостью трудно происходит формирование социальных чувств.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка характерны мало-дифференцирован ность, бедность переживаний. Как отмечают С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак (1985), его чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя.
В своем исследовании Т. 3. Стернина (1998), проанализировав данные литературных источников, указывает на то, что ряд отечественных и зарубежных авторов отмечают у ребенка с умственной отсталостью живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с поверхностностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у умственно отсталых детей часто возникают неадекватные эмоции и чувства. У отдельных детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностная оценка серьезных жизненных событий.
Е. В. Михайловой (2003) было установлено, что существуют различия в эмоциональной компетентности учащихся 1—2-х классов массовой и специальной (коррекционной) школ VIII вида. Несмотря на то что тревожность учащихся обеих школ находится на приблизительно одинаковом (высоком и среднем) уровне, дети с умственной отсталостью испытывают гораздо больше трудностей при выборе эмоциональной реакции на предъявленную ситуацию, кроме того, им свойственна неадекватная оценка данной ситуации, что объясняется затруднениями в распознавании смысловой нагрузки стимула. По экспрессии лица учащиеся с нарушением интеллекта наиболее точно дифферен-
цируют радость, удовольствие, страдание и гнев, то есть те состояния, которые обладают наиболее яркой эмоциональной окраской. Почти недифференциру-емыми для учащихся данной группы остаются эмоции, имеющие оттеночный характер (например, вина или презрение). Так как сам по себе процесс считывания эмоционального алфавита является достаточно сложным, то у детей данной группы возникают при этом дополнительные трудности, обусловленные отклонениями в интеллектуальном развитии.
В тех случаях, когда ребенок может осмыслить контекст, ситуацию, ему проще понять эмоцию персонажа. А это, в свою очередь, определяется уровнем его умственного развития. В специальной психологии проведены многочисленные исследования особенностей понимания сюжетных картин детьми с нарушением умственного развития (Т. 3. Стернина, 1998).
Многие исследователи, выдвигая на первый план задачу коррекции познавательной, интеллектуальной сферы умственно отсталого ребенка, в значительно меньшей степени проявляли интерес к собственно личностным аспектам его развития (И. А. Коробейников, 2002). Осознание важности этих аспектов прямо или косвенно находит свое отражение в системе как психолого-педагогических, так и клинических представлений о своеобразии умственно отсталого ребенка. Наибольшее количество отечественных исследований, связанных с проблемой формирования личности при умственной отсталости, посвящено, прежде всего, особенностям самооценки.
Самооценка (оценка своих личностных качеств, возможностей, поступков) является значимой характеристикой личности ребенка, важным регулятором его поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Она же отражает своеобразие развития личности умственно отсталого ребенка. Известно, что у младших умственно отсталых школьников наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки. С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя и результаты своей деятельности (Г. М. Дульнев, 1981).
В настоящее время имеются немногочисленные работы, посвященные психолого-педагогическим особенностям и развитию личности умственно отсталых с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений, да и то, в основном, детей (А. Р. Маллер, 1996; Л. М. Шипицына, 2004).
Базальные эмоции детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они радуются, при порицании — часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Помимо симпатических эмоций, у умеренно умственно отсталых обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. Вместе с тем у тяжело умственно отсталых детей нет многообразия и дифферен-Цированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Чаще всего их элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т. д.). Формы выражения эмоций примитивны: они проявляются в крике, гримас -
ничанье, двигательном возбуждении, агрессии и т. д. Все новое часто вызывает страх (А. Р. Маллер, 1996).
Рядом исследователей установлено, что при умственной отсталости в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что касается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта (Л. В. Занков, 1939; Г. Е. Сухарева, 1959). Известно, что уже к 1,5 годам весь набор базальных эмоций (страх, радость, гнев, обида, ревность и т. д.) активно используется здоровым ребенком. В то же время интеллектуальное развитие находится еще только на стадии сенсомоторного интеллекта. Поэтому в этом возрастном периоде взаимовлияние обоих процессов друг на друга менее значимо, чем в последующие годы. Можно даже говорить об известной независимости аффективного развития от состояния интеллекта на данном этапе. В дальнейшем, благодаря межсистемным перестройкам, влияние интеллекта на аффективные процессы неизмеримо возрастает, однако по-прежнему сохраняется известная автономность базальных эмоций. Интеллекту не всегда удается поставить их под свой контроль даже в норме (В. В. Лебединский, 2003).
Эта особенность базальных эмоций сохраняется и при умственной отсталости. Известным психиатром С. С. Корсаковым (цит. по В. В. Лебединскому, 2003) был описан случай идиотии (у больной отсутствовали речь, элементарные навыки самообслуживания и т. д.), однако, несмотря на глубокую интеллектуальную недостаточность, похвала и порицание не только понимались больной, но и вызывали у нее адекватную реакцию.
Сохранность базальных эмоций открывает ряд возможностей коррекции психического развития умственно отсталых детей. Так, возможность использования в воспитательных целях определенной сохранности эмпатийных эмоций не требует специального доказательства. Исследования также показывают, что умственно отсталые дети, так же, как и здоровые, лучше запоминают аффективно насыщенный материал. При воспроизведении рассказов они лучше запоминали отдельные сюжетные линии, более полно — построение фразы. При этом качество выполнения задания зависело не только от уровня интеллектуального развития умственно отсталого ребенка, но, что оказалось довольно неожиданным, и от устойчивости его аффективной сферы. Таким образом, состояние аффективной сферы вносит существенный вклад в эффективность интеллектуальных процессов (В. В. Лебединский, 2003).
По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции умственно отсталых наименее изучены. Между тем, в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми учет эмоционального компонента очень важен.
Большинству лиц с умственной отсталостью доступны такие простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют вызвавшей их причине. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Для лиц с болезнью Дауна характерно преобладание положительных эмоций, доброжелательность по отношению к тем, кто с ними живет, работает. Большинство этих людей ласковы, дружелюбны, хотя некоторые из них про-
являют упрямство, негативизм. Всем свойственна внушаемость. Учитывая повышенную внушаемость лиц с болезнью Дауна, следует пристально следить за тем, чтобы окружающие не оказывали на них отрицательного влияния (С. Д. За-брамная, 1978; Г. В. Гуровец, Л. З.Давидович, 1999).
Следует отметить, что лица с болезнью Дауна отличаются большой подражательностью. Они копируют поведение, манеры, жесты, мимику окружающих. Стоит засмеяться или начать делать вид, что нам больно, — на их лицах отражаются те же эмоции. «Заражение» эмоциями отчетливо проявляется, когда кто-то из рядом сидящих начинает смеяться или плакать. Однако внешние проявления не сопровождаются у таких больных внутренними эмоциональными переживаниями, а потому их можно без особого труда «переключать» с одного состояния на другое (со смеха на плач и наоборот). В то же время без этих «переключений» они могут долгое время смеяться или плакать, пока какой-либо раздражитель не выводит их из этого состояния.
Характерные особенности умственно отсталых молодых людей — частая смена настроения, проявление аутичных черт в поведении, радость возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции, радость и удовольствие от активной деятельности, но обычно слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и, в целом, к трудовой деятельности (Н. Б.Лурье, 1972; Я. Г. Юдилевич, 1981; С. Д. Забрамная, 1995).
Большинство исследователей подчеркивают, что типичными чертами личности умеренно и тяжело умственно отсталых являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Чаше всего они отличаются косностью психики, с трудом переключаются на новую деятельность, очень охотно подражают другим, повторяют старые, заученные штампы. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и всякому воздействию на них. Таким образом, у этих лиц повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности с большой инертностью (М. С. Певзнер, 1959).
Эмоции у умеренно и тяжело умственно отсталых обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обидчивы, негативистичны, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем у этих людей нет многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений (Г. Е. Сухарева, 1965).
Для исследования эмоциональной сферы умственно отсталых молодых людей нами были использованы методы наблюдения, беседы и следующие психологические методики:
1) «Мимика» — для определения способности дифференцировать эмоции окружающих людей;
2) Цветовой тест Э. Т. Дорофеевой —для оценки эмоционального состояния и определения степени эмоциональной устойчивости — лабильности;
3) Цветовой тест Люшера — для выявления показателей тревожности, вегетативного коэффициента и оценки работоспособности и утомляемости.
Изучение экспрессии умственно отсталых лиц проводили с использованием метода наблюдения, беседы, как с самими испытуемыми, так и с их родителями (преимущественно матерями).
Экспрессия оценивалась с опорой на 3 уровня:
П высокий уровень (ВУ) — адекватное выражение своих эмоций в соответствующей эмоциогенной ситуации; способность улавливать тонкие эмоциональные оттенки; способность сопереживать;
П средний уровень (СУ) —способность адекватно выражать лишь эмоции, имеющие оттенок крайних эмоциональных состояний (гнев, страх, радость, восторг);
□ низкий уровень (НУ) — неспособность понимать собственные эмоциональные переживания, в большинстве случаев — неадекватное выражение собственных чувств.
Результаты показывают, что среди лиц с УУО лишь 10% могут адекватно понимать и выражать собственные эмоции, 36% молодых людей выражают лишь крайние проявления эмоциональности, а 54% испытывают при этом значительные трудности в виде непонимания собственных эмоциональных переживаний (рис. 11).
Никто из обследованных молодых людей с ТУО не был способен к адекватному выражению собственных чувств, а их мимика часто не соответствовала переживаемым эмоциям. Это подтверждается тем, что 24% (в 1,5 раза меньше) из них могут выразить только яркие эмоции, а у 76% ТУО лиц показатель способности выражать собственные эмоции находится на самом низком уровне.
Изучение дифференцирования эмоций других людей у молодых людей с УУО и ТУО с помощью методики «Мимика» проводили следующим образом. Экспериментатор последовательно предъявлял молодому человеку карточки с изображением различных эмоциональных состояний, далее следовала просьба дать название каждому лицу. Задавались наводящие вопросы типа: «Какое лицо у этого человека? Что, по-твоему, он чувствует?» Суждение испытуемого о каждом лице заносилось в протокол. Если молодой человек использовал одно и то же слово для обозначения разных лиц, то по окончании процедуры одновременно предъявляли одинаково названные лица, и следовала просьба уточнить
их названия, подкрепленная комментарием: «Эти лица разные, значит, и называться они должны по-разному».
Дифференцирование эмоции других людей по картинкам оценивали следующим образом:
□ высокий уровень (ВУ) — дифференцирует достаточно точно, не испытывает особых затруднений;
О средний уровень (СУ) — дифференцирует лишь основные, яркие эмоции, а оттеночные не распознает;
□ низкий уровень (НУ) — дифференцирует эмоции неверно либо не дифференцирует их вообще.
На рис. 12 представлена оценка способности дифференцировать эмоции по выражению лица умеренно и тяжело умственно отсталыми лицами. В основу ее определения положена классификация эмоций К. Изарда (1980). Критерием точного дифференцирования молодым человеком определенной эмоции являлось употребление им слов из следующих синонимических рядов:
1) радость — радостный, довольный, веселый;
2) спокойствие — спокойный, нормальный, обычный, ни веселый — ни грустный;
3) страдание — грустный, печальный, огорченный, обиженный, больно, плачущий, недовольный;
4) гнев — злой, сердитый;
5) испуг — страх, боязнь;
6) удивление — удивленный, растерянный;
7) вина — виноватый, стыдно;
8) презрение — зависть.
Как показывают результаты нашего исследования, половина (48%) лиц с УУО и 10% лиц с ТУО могут уверенно дифференцировать эмоции (обида, испуг, удивление и др.) окружающих людей. При этом некоторые молодые люди, правильно назвавшие страдание, преимущественно называли его «грустным», то есть они верно определяли модальность этой негативной эмоции, занижая ее интенсивность (рис. 12).
Затрудняются в дифференцировании либо отличают только яркие эмоциональные оттенки (радость, гнев) меньше половины (42%) лиц с УУО и 64% лиц с ТУО.
Отсутствие дифференцирования чужих эмоций характерно для 10% лиц с УУО и для 26% лиц с ТУО. В данном случае молодые люди неправильно обозначали мимическое выражение либо затруднялись дать какой-либо ответ. Как видно, почти треть группы ТУО лиц не смогли дифференцировать какие-либо эмоции. Необходимо отметить, что в данной группе обследованных молодых людей встречались такие, которые не владели вербальными средствами общения, поэтому процедура распознавания и обозначения предъявляемых мимических экспрессии оказалась для них недоступной.
Некоторые оттеночные эмоции, такие, как удивление, смогли распознать только несколько умственно отсталых молодых людей. Среди ТУО никто не смог дифференцировать удивление вообще, а 40% от общего числа испытуемых допускали ошибки, обозначая эту эмоцию словами «орет», «поет».
Наибольшие трудности составляло опознавание таких эмоций, как спокойствие, вина и презрение. Никто из умственно отсталых лиц не смог точно назвать их. При этом 80% от общего количества молодых людей с УУО и ТУО не дифференцировали спокойствие, 60% — презрение, а 50% — вину. Среди ошибочных определений спокойствия (20%) встречались такие, как «доброе личико», «добрый»; презрения (40%) — «злой», «плохой», «разозленный», вины (50%) — «грустное», «обиженное».
Некоторые молодые люди обеих групп вместо называния эмоции пытались в отдельных случаях описывать жизненную ситуацию, способную вызвать такое выражение лица. Например, среди УУО лиц встречались описания «радости» как «ему рассказали анекдот», «гнева» — «поругался с кем-то»; среди ТУО молодых людей двое описали «страдание» как «заплакал, его обидели» и т. д. Если учесть все эти случаи, то окажется, что более половины умственно отсталых лиц обеих групп продемонстрировали затруднения в подборе слов, отражающих эмоциональное состояние.
Таким образом, исследование показало, что умеренно и тяжело умственно отсталые молодые люди в большинстве своем испытывают значительные трудности в распознавании эмоций окружающих и дифференцировании собственных. Исходя из обследования ТУО молодых людей, можно утверждать, что, по сравнению с УУО лицами, распознавание эмоциональных экспрессии является для них более сложным, что свидетельствует о значительно больших трудностях в понимании ими эмоциональных состояний других людей. Причем выражения лиц, имеющие наиболее яркую эмоциональную окраску (такие как радость, гнев, страдание и удовольствие), хотя и вызвали больше трудностей при дифференцировании, чем у УУО молодых людей, но все же были определены большинством ТУО лиц. Что касается выражений лиц, которые имеют лишь оттенок какого-либо эмоционального состояния (например, спокойствие, вина, презрение), то молодые люди обеих групп не способны точно их дифференцировать, что указывает на чрезвычайные трудности в овладении умственно отсталыми считыванием эмоционального алфавита, улавливании эмоциональных оттенков.
Выявление при помощи методики «Мимика» неумения молодых людей с нарушением интеллекта опознать эмоциональное состояние другого человека может быть скорректировано посредством игротерапии, музыкотерапии, те-
атротерапии. Целесообразно проводить занятия, способствующие развитию как собственной эмоциональности умеренно и тяжело умственно отсталых лиц, так и восприятия ими различных эмоциогенных ситуаций. В качестве коррек-ционных занятий можно предложить молодым людям разыграть несколько сценок, включающих эмоциональные переживания персонажей, а также заняться рисованием различных сюжетов с тем же заданием. Такие занятия могут быть полезны для развития у лиц с нарушением интеллекта вербальной и невербальной коммуникации, формирования личностных отношений и социального восприятия.
Следующим этапом исследования эмоциональной сферы умственно отсталых молодых людей стала оценка их эмоционального состояния и определения степени эмоциональной устойчивости — лабильности с использованием Цветового теста Э. Т. Дорофеевой.
Результаты оценки эмоционального фона (рис. 13А) показывают, что у половины обследуемых обеих групп преобладает положительный фон. Разница между группами заключается в том, что у большего числа молодых людей с УУО (29,4 против 22,2% с ТУО) наблюдается доминирование отрицательных эмоциональных состояний. Показатели устойчивости и лабильности эмоций также различаются незначительно, в обеих группах преобладает эмоциональная лабильность (рис. 13Б).
Экспериментальные данные, полученные при изучении данного показателя, несколько расходятся с данными родительских оценок. Родители чаше представляют своих взрослых детей эмоционально устойчивыми, но при этом склонны к недооценке степени их эмоциональной устойчивости, что можетявляться прямой несознаваемой проекцией их собственных эмоциональных состояний.
С помощью Цветового теста Люшера были получены показатели тревожности и вегетативного коэффициента у умеренно и тяжело умственно отсталых лиц.
Результаты исследования уровня тревожности представлены в табл. 12. Полученные данные свидетельствуют, что тревожность присуща большинству обследованных молодых людей в обеих группах (88,2 и 83%), однако даже среднее значение тревожности у лиц с УУО в 1,5 раза выше и более чем у половины из них (53,3%) уровень тревожности средний и высокий. Улиц с ТУО преобладает (66,7%) низкий уровень тревожности. Последнее обстоятельство совпа-
Табли ца 12 Состояние тревожности у молодых людей с нарушением интеллекта
Группы | Общий уровень | Среднее значение | Уровни тревожности,% | ||
обследованных | тревожности,% | тревожности | Высокий | Средний | Низкий |
Молодые люди с УУО | 88,2 | 4,5 | 13,3 | 40,0 | 46,7 |
Молодые люди с ТУО | 83,0 | 3,2 | - | 33,3 | 66,7 |
дает с оценкой родителей, 68,9% из которых у своих детей никакой тревоги не отмечают.
Значение вегетативного коэффициента превышает 1,0 у 82,4% лиц с УУО и 55,6% лиц с ТУО (рис. 14), что, по интерпретации теста Люшера, может свидетельствовать об установке испытуемых на активное взаимодействие с окружающей внешней средой.
Большинство авторов подчеркивают, что типичными чертами личности умеренно и тяжело умственно отсталых являются отсутствие инициативы и самостоятельности; они с трудом переключаются на новую деятельность, легко поддаются внушению, которое сочетается с негативизмом, а неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью (М. С. Певзнер, 1959; Г. Е. Сухарева, 1965).
Полученные нами результаты говорят о том, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью даже в юношеском и зрелом возрасте (от 15 до 30 лет) достаточно любознательны, обладают творческим интересом, способны испытывать положительные эмоциональные состояния и проявлять социальную активность. Этот ресурс может быть использован как адаптационный потенциал для коррекционно-развиваюших занятий с целью получения позитивного эффекта их социальной интеграции и максимально возможной реабилитации.