Метапредметные результаты. По курсу «Разговорный английский язык»

Рабочая программа

По курсу «Разговорный английский язык»

Для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку

Разработчики программы: Лебедева Е.И., Петрова Е.В., Радинская Л.В., Тресс Е.В., Ушакова Л.В., Фокеева Я.Ю., Якубенко О.Е.

«РАССМОТРЕНА» «СОГЛАСОВАНА»

на заседании ШМО Зам.директора по УВР

Протокол №___ __________________

от «___» _____2016 г. _______________________

Руководитель _________________ «____» ___________2016 г.

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы:

В современном обществе потребность в изучении английского языка достаточно велика, так как это международный язык дипломатии, бизнеса, науки, технологий, техники, медицины, авиации, торговли, туризма и развлечений. В последнее время ввиду активного развития международных отношений всё настойчивее отмечается целесообразность развития межкультурной компетенции, поскольку при изучении иностранного языка важно не только правильно понимать, что говорится, но ещё и владеть речевыми приемами привычными для носителей языка. В настоящее время имеется возможность продолжить обучение в международных высших учебных заведениях, всё больше российских граждан выезжает на отдых за рубеж, расширяются зарубежные контакты. Английский язык, как язык международного общения, становится реально востребованным в жизни человека. Это требует повышения коммуникативной компетенции обучающихся. Грамотность в общении предполагает помимо историко-культурных знаний и активного пользования необходимым набором лексических единиц и грамматических структур, достижения такого уровня овладения языком, которое позволяет:

• гибко реагировать на всевозможные непредвиденные повороты в ходе беседы;

• быстро определять адекватную линию речевого поведения;

• безошибочно выбирать конкретные средства словарного запаса;

• безошибочно употреблять данные средства своеобразно предлагаемой ситуации.

Таким образом, при общении важно знать правила речевого поведения. Разговорный английский язык отличается от письменного лексикой, в которой преобладает коннотативная (оценочная) лексика, идиомы и фразеологизмы, и определенным синтаксисом: главенство повествования перед описанием, преобладание простых неполных односоставных предложений, крайне редкое употребление причастных и деепричастных оборотов.

Программа «Разговорный английский язык» разработана в связи с желанием родителей повысить коммуникативные компетенции детей.

Необходимость данной программы обусловлена также недостаточным для развития навыков устной речи количеством часов, которые отводятся на изучение английского языка в общеобразовательной школе по учебному плану (3 раза в неделю).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 №273 ФЗ;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03».

Цель данной программы– совершенствование у обучающихся умений и навыков устной разговорной речи в типичных для англоязычной культуры ситуациях общения.

Задачи программы:

Развивающие:

1. Развитие личностной активности;

2. развитие творческого мышления;

3. обучение приемам познавательной деятельности;

4. развитие речевых способностей;

5. развитие мыслительных операций ( прогнозирование, догадка, логика в изложении мысли, обобщение, анализ и т. д.);

6. развитие навыков диалогической речи ;

7. создание положительной мотивации к изучению английского языка.

Учебные:

1. Совершенствование диалогической и монологической форм речи;

2. повторение и систематизация лексических и грамматических средств, усвоенных ранее;

3. овладение формулами речевого этикета;

4. обучение решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов различных типов;

5. формирование лексических навыков аудирования, чтения, говорения.

Воспитательные:

1. Воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран ;

2. формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе;

3. формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения.

Отличительные особенности программы:

· Специфика образовательной программы по английскому языку заключается в том, что программа составлена с учётом возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей 11-12 лет и направлена на углубленное изучение английского языка, в частности разговорной речи.

· Также особенностью данной программы является то, что нет чёткого разделения на теоретические и практические часы, теоретические основы выдаются во время практических занятий.

· Программа строится на принципах осмысления и систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций в области говорения. Значительную часть отводимого на программу времени занимают практические занятия. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную подготовку обучающихся к грамотному и эффективному владению английским языком.

· Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала обучающимися по разделам программы, детализированы дидактические единицы; в соответствии с ФГОС определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы .

· Программа является вариативной . При необходимости темы могут быть изменены, сокращены, добавлены, что не скажется на достижении основных результатов программы.

· Программа предназначена для одарённых детей. Данная программа поможет оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации, поможет поддержать и развить индивидуальные способности ребёнка в области изучения англоязычной культуры и овладения англоязычной речью.

Инновационная ценность образовательной программы заключена, прежде всего, в ее содержательно-смысловом, мотивационном основании. Правильный отбор тематики поможет детям восполнить знания, чтобы они могли свободно и комфортно чувствовать себя во время общения на языке при основных жизненно-возникших ситуациях в англоязычной стране. Программа способствует формированию функциональной грамотности учащихся, обучает культуре и этике общения, позволяет углубить и расширить знания по английскому языку, позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению языка.

Место предмета в базисном учебном плане.

Английский язык входит в образовательную область Филология.

Согласно учебному плану на изучение английского языка по программе «Разговорный английский» отводится 34 часа в год. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 11-12 лет. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов воспитанников в общении, познании и двигательной активности .

Курс «Разговорный английский » включен в предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:

· Углубление и расширение знаний по английскому языку, привитие чувства комфортности во время общения на языке при любой жизненной ситуации в англоязычной стране;

· развитие диалогической и монологической речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к общению.

Технологии обучения:

· Здоровьесберегающая технология. На занятиях применяются различные формы и виды деятельности , во время которых дети двигаются, общаются и получают необходимые знания.

· Технология развивающего обучения. Развитие личности и её способностей.

· Технология дифференцированного обучения, т.е. создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

· Технология проблемного обучения, т.е. развитие познавательной активности, творческой самостоятельности детей.

· Информационно-коммуникационная технология.

· Технология успешности.

Принципы обучения:

· Программа строится на принципах осмысления и систематизации полученных знаний.

· Принципом данной образовательной программы является ее открытость и доступность для освоения.

· Принцип коммуникативной направленности. Создание условий коммуникации (мотивы и цели), коммуникативной обстановки.

· Личностно – ориентированный характер обучения. Отбор содержания, отвечающего интересам и уровню развития обучающихся данного возраста, учет психологических и индивидуальных способностей детей. Регулировка темпа и качества овладения материалом, а также индивидуальной посильной учебной нагрузки обучающихся.

· Принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, учебно – образовательной.

· Принцип коллективно–индивидуального взаимодействия. Предоставление каждому ребёнку как можно большего числа возможностей для самовыражения.

· Принципы занимательности, доступности, наглядности и естественного общения.

Все эти принципы направлены на овладение иностранным языком как средством общения и обеспечивают мотивацию деятельности в каждый момент обучения.

Основные методы и приемы.

Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.

· Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.

· Репродуктивный метод широко применяется на занятиях. Обучающиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения (педагог показывает – дети повторяют).

· Словесные методы: объяснение, беседа, лекция, поощрение.

· Практические методы: показ, презентация, видео-метод, упражнение, игры.

Направленность программы «Английский язык»- социально-педагогическая. Данная программа разработана на основе учебного пособия по страноведению Ощепковой В.В.

Программа составлена с учётом требований федерального государственного стандарта и соответствует возрастным особенностям детей 11-12 лет. Она направлена на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций через последовательное развитие всех видов универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено увеличение разных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, развитие коммуникативных способностей детей, необходимых для общения на английском языке.

2. Прогнозируемые результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

В процессе воспитания выпускник детского объединения «Английский язык» достигнет определённых личностных результатов в освоении предмета .

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

· ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям;

· опыт постижения ценностей национальной культуры;

· представления о правах и обязанностях человека и гражданина.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

· элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, а также между носителями разных культур;

· представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;

· стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

· почтительное отношение к людям другой культуры, уважительное отношение к старшим;

· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;

· доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.

3. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран:

· элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;

· уважение к иному мнению и культуре других народов.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

· элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры англоязычных стран;

· опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

· мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве кружка и семьи;

· отношение к учёбе как творческой деятельности.

5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

· ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;

· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

· дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;

· опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности ребёнка;

· навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;

· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к чужому имуществу, личным вещам;

· мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;

· любознательность и стремление расширять кругозор.

6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

· личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты достигаются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.

У детей будут развиты:

Положительное отношение к английскому языку и мотивация к дальнейшему овладению английским языком:

– представление об английском языке как средстве познания мира и других культур;

– опыт межкультурного общения;

– познавательный интерес и личностный смысл изучения английского языка.

Языковые способности:

– слуховая дифференциация (фонематический и интонационный слух);

– зрительная дифференциация ( букв, буквосочетаний, отдельных слов, грамматических конструкций и т. п.);

– имитация (речевой единицы на уровне слова, фразы);

– догадка (на основе словообразования, аналогии с родным языком, контекста, иллюстративной наглядности и др.).

Способности к решению речемыслительных задач:

– построение высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор).

Психические процессы и функции:

- зрительное и слуховое восприятие, мышление (развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение), внимание (повышение устойчивости, развитие способности к распределению и переключению, увеличение объёма).

Специальные учебные умения:

– работать над звуками, интонацией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;

– работать с источниками, содержащими страноведческий материал;

- работать с интернет- источниками;

– оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.

Универсальные учебные действия:

– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, понимать последовательность описываемых событий, пользоваться языковой догадкой, расширять устную информацию;

– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также работать самостоятельно.

– вести диалог, учитывая позицию собеседника;

– контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты.

По окончанию программы воспитанники должны овладеть следующими навыками:

Аудирование

• Воспринимать иноязычную речь в предъявлении педагога и в звукозаписи, основанную на программном лексическом материале. Количество лексических единиц, включаемых в аудирование, составляет примерно 250.

Говорение

По окончанию данной программы учащиеся должны овладеть навыками и умениями речевого взаимодействия с партнером в рамках предложенной коммуникативной задачи:

· Начать и закончить разговор.

· Поддержать разговор, а именно:

- запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

- дать совет и принять / не принять совет партнера;

- сделать предложение в соответствии с ситуацией и темой общения и выразить согласие / несогласие с предложением партнера;

- выразить точку зрения;

- запрашивать мнение партнера;

- согласиться / не согласиться с высказанным мнением партнера;

- выразить одобрение / неодобрение, извиниться;

- выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий ( радость / огорчение / сомнение / удивление и т. п.);

- вежливо переспросить в случае необходимости;

- соблюдать очередность реплик.

Чтение

• Уметь находить в текстах ряд изучаемых лексических единиц, речевых клише и т.д.

• Уметь читать заданные тексты с извлечением основного содержания текста, выделением ключевой информации текстов культуроведческой направленности .

Письмо

• Уметь разгадывать кроссворды, ребусы на заданные темы.

3.Учебно-темаческий план .

Разделы, темы Количество часов Количество
практических работ
Знакомство.
Жильё.
Питание.
Общественный транспорт Англии.
Магазины.
Телефоны в Англии.
Медицинское обслуживание.
Поговорим о будущем.
Повторение  
Резервные уроки  

4.Система оценивания прогнозируемых результатов.

На занятиях по английскому языку по программе «Разговорный английский» применяется безотметочная система оценивания, которая позволяет избежать трудностей в оценивании способностей ребёнка. Безотметочное обучение позволяет преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания, которая:

- не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка оценочной самостоятельности;

- затрудняет индивидуализацию обучения;

- является малоинформативной (по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, определить что именно надо улучшить, над чем работать);

- приводит к снижению интереса к обучению, к росту психологического дискомфорта детей в обучении, их тревожности.

Безотметочноеобучение позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Форма контроля. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

« + » - хорошо знает и может применять на практике;

« + - »-знает;

« ? » - сомневается;

« - » - не знает,

которые корректируются по мере усвоения учащимися темы. Дети поощряются оценками «Умница, ты очень стараешься, и поэтому у тебя получается», «Молодец, ты правильно выполняешь задание», «Старайся и у тебя обязательно получится», «Ты правильно начал делать задание, но надо ещё, немного, постараться и доработать», «Давай попробуем ещё раз, и у тебя обязательно получится лучше!». Это помогает осуществить обратную связь с учеником и родителями, при этом менее успешным детям «сохранить лицо».

С целью повышения мотивации к обучению и стимулирования приложенных стараний и усердий детей мною разработана система их поощрения. За успешное выполнение заданий по английскому языку в конце занятия дети поощряются звёздочками. Ребёнок собирает свои «звёздочки», а в конце года проводится соревнование «У кого больше звёздочек». По итогам соревнования дети с наибольшим количеством звёздочек награждаются призом. Замечено, что такого рода поощрение повышает мотивацию детей к изучению английского языка.

Достижение воспитательных результатов представляется целесообразным оценить индивидуально. В качестве преимущественных форм достижения воспитательных результатов предлагается применять познавательные и этические беседы, образовательные экскурсии, выступления на отчётном концерте с номером на английском языке, участие в мероприятиях, проводимых ДЮЦ.

Также способами определения результативности программы могут выступать диагностика данных, полученных в результате педагогического наблюдения, рефлексия воспитанников. Для фиксации результатов диагностики педагогу рекомендуется использовать листы наблюдений; для организации продуктивной рефлексии обучающихся рекомендуется предлагать листы самооценки, незаконченные предложения типа «У меня получилось…», «Я испытывал трудности…» или наводящие вопросы.

Ожидаемые результаты связаны с обретением данной программой такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:

· продуктивность деятельности;

· удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности данной программы. В соответствии с критериями необходимо определить показатели и методики для изучения продуктивности и наличия у ребят чувства удовлетворённости организацией и результатами деятельности. «Продуктом» кружковой деятельности могут стать сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения. В то же время ими могут стать:

· знания, умения и навыки, сформированные у ребят в процессе подготовки и проведения занятий по программе «Английский язык».

· Достижения учащихся в предлагаемых видах кружковой деятельности.

Для изучения продуктивности кружковой деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями может быть разработан диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки эффективности данной программы (Приложение 1).

Результаты освоения образовательной программы «Разговорный английский » прослеживаются с помощью диагностического мониторинга «Индивидуальная карточка учета результатов по образовательной программе «Разговорный английский » (Приложение 2). Данная диагностика проводится в конце 1 полугодия и 2 полугодия. А также результаты освоения образовательной программы «Разговорный английский » прослеживаются с помощью «Мониторинга результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе» (Приложение 3). В конце каждого года обучения проводится «Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» (Приложение 4).

Форма подведения итогов:

Проверка знаний по каждой теме проводится в виде составления диалогов и проведения сюжетно- ролевых игр по теме.

Методические рекомендации

Данная программа может быть использована как педагогами на занятиях по английскому языку в учреждениях дополнительного образования, так и учителями английского языка на элективных курсах в школах.

Данная программа включает наиболее типичные ситуации общения. На прохождение программы отводится 34 часа.

Программа «Разговорный английский» включает в себя устное овладение формулами речевого этикета и формирование умения их использования в различных речевых ситуациях.

Таким образом, теоретические сведения подкрепляются практическими занятиями в форме речевых упражнений, ролевых игр, а также моделированием речевых ситуаций .

Реализация программы по предложенному плану позволит повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, сформировать коммуникативную компетентность детей в использовании лексического и грамматического материала в рамках предложенных тем, будет способствовать повышению уровня учебной мотивации. Данная программа поможет оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации, поможет поддержать и развить индивидуальные способности ребёнка в области изучения англоязычной культуры и овладения англоязычной речью.

Данная программа может быть модифицирована в соответствии с интересами и уровнем знаний обучающихся. При необходимости темы могут быть изменены, сокращены, добавлены, что не скажется на достижении основных результатов курса.

Процесс обучения предусматривает использование ТСО, наглядности, раздаточного материала, большого количества дополнительной литературы.

Наши рекомендации