Активизация законодательного и финансового участия государства в решении организационных проблем образования, в том числе специального (конец XIX - начало ХХ вв.)
Активные выступления прогрессивных общественных деятелей и общественных организаций, помимо требований обучения слепых и глухих детей, стремились привлечь внимание и к судьбам умственно отсталых детей и подростков.
Этому во многом способствовало развитие науки об умственной отсталости.
ПОдЛинный научный интерес к проблемам умственной отсталости возник в конце XIX в., и В большей мере бьш связан с ее медиI щнским аспектом. В становлении в Англии науки об умственной отсталости большая заслуга принадлежит Л. Дауну (1828 -1896) и В.Айрленду (1832-1909). Одной из основных тем научно-практи'Iеской деятельности Л. Дауна стало выявление и описание в 1866 г. особого типа умственной отсталости - «монголоизмю>. Книга В. Айрленда «Идиотизм и тупоумие», вышедшая в 1878 г. и получившая широкую известность за пределами Англии, содержала классификацию умственной отсталости по степени тяжести и подробную характеристику основных ее форм.
Закон об обучении умственно отсталых бьш принят в начале хх столетия. Его принятию предшествовало создание «Комиссии по изучению положения дел по дефективным детям и эпилептикам»
( 1898).
Наиболее заметными в ее деятельности стали два доклада - докгора Ф. Варнера (об обучении и воспитании слабоумных) иХ. Шаттлуорта (характеристика состояния и возможных перспектив развигия идиотов и имбецилов).
В докладе Ф. Варнера рассматривались возможные результаты обучения слабоумных. Прежде всего автор вьщелил несколько болезненных состояний, которые не позволяют ребенку учиться в обычной школе. К ним он относил умственные и физические дефекты, юилепсию, головные боли, истощаемость нервной системы, косотазие, миопию, а также болезни легких и сердца.
Согласно представленным в докладе статистическим данным (собранным Британской медицинской ассоциацией по семи школам Лондона, Ливерпуля, Бирмингема), из 100 тыс. учащихся 2716 (около 5 %) не способны к обучению в обычных школах и нуждаются в специальных методах работы с ними. Эти материалы, а также личные наблюдения послужили основой сделанных Варнером рекомендаций по организации обучения «особых» детей. По его мнению, это должны быть специальные классы с малой наполняемостью при общеобразовательных школах. Наиболее актуальной зaдачей доктор считал разработку критериев диагностики нормального и аномального развития и сам принял активное участие в ее создании.
В своем выступлении Шаттлуорт проанализировал различия междУ двумя формами тяжелой умственной отсталости - идиотией и имбецильностью. Первая характеризуется большей степенью снижения интеллекта, вторая - меньшей. По его наблюдениям, две третИ от всех случаев этих тяжелых нарушений являются врожденными и только одна треть - приобретенной. Врожденные случаи, по мнению врача, легче поддаются «улучшению».
Считая идиотов в целом необучаемыми, Шаттлуорт признавал крайнюю неоднородность этой группы. Среди них находились те, кто был способен научиться читать и писать, а некоторые частично овладевали элементами школьной программы и дисциплины. Результативность обучения имбецилов, согласно заключению автора, могла выражаться в поддержании относительно неплохой физической формы, в развитии до некоторой степени моральных качеств (в частности, умения отличать хорошее от плохого), владении навыками помощи самому себе, а иногда и своим друзьям (соседям), в определенном благодушии и подчинении правилам окружающего их сообщества.
Образовательные цели следует реализовывать поэтапно. На пер вом этапе обучения, построенного по системе французского педагога Э. Сегена, предусматривалось пробуждение и формирование чувств, что должно бьшо предшествовать развитию ума, и включало улучшение речи, моторики, эмоциональных реакций; овладение различны ми видами деятельности - предметные дисциплины, рисование и т. д. Второй этап составляла профессиональная подготовка, направ ленная на освоение элементарных трудовых навыков: простой рабо ты по дому, работы на открытом воздухе на ферме (в саду), шитья и несложных ремесел. Шаттлуорт отстаивал создание системы специальных школ, специальных классов, ссьшаясь при этом на опыт Гер мании и Норвегии. Оптимальной структурой для обучения имбеци лов он считал учреждения закрытого типа. Его точка зрения была одобрена членами комиссии.
В результате комиссия постановила:
- в государственных начальных школах слабоумных детей следу ет отделять от обычных учеников в особые классы с целью получе ния ими специального обучения;
- имбецилам надо проходить обследование для получения серти фиката, свидетельствующего об их обучаемости. В этом случае, по заявлению родителей, ребенок направлялся в закрытое учебное за ведение. Школьным властям вменялось в обязанность контролиро вать ход его обучения;
- учреждения для обучаемых имбецилов организуются (или внут ри учреждения) отдельно от других категорий нарушений развития, от работных домов и психиатрических лечебниц; занятия с ними ве дутся по классно-урочной системе;
- вопрос опризрении необучаемых имбецилов решают школьные власти.
Закон об обучении умственно отсталых детей бьш принят в 1899. В нем устанавливались срок обучения (до 16 лет) и правила приема Отбор детей в специальные школы производился школьной комие сией; родителям предоставлялось право требовать обследования ребенка, если у них возникали сомнения в его полноценности; но 11 случае отказа от обследования с них взимался штраф.
В дoкyмeнтах указывалось на необходимость периодического (раз в полугодие) переосвидетельствования ребенка (по требованию школьных комиссий или родителей) с uелью возможного его возвращения в обычную школу. Кроме того, точно определялись формы обучения: детей и подростков с легкой степенью интеллектуальной недостаточности нaправляли в спеuиальные школы или спеuиальные классы при общеобразовательных школах; с выраженным нарушением - в специализированные закрытые учреждения.
Важно подчеркнуть, что обучение детей и подростков с легкими степенями интеллектуальной недостаточности было начато еще до принятия закона, и в этой области уже имелись определенные наработки. В 1891 г. по иниuиативе Лондонского училишного совета бьто принято решение о создании «школы спеuиального воспитания» для умственно отсталых детей, а также детских садов для более раннего их выявления. Кроме того, ставилась задача не только обучения умственно отсталых в специально организованных условиях, но и по в0ЗМОЖНОСТИ, их возврашения в обычные школы.
Первые специальные школы для умственно отсталых детей открылись в 1892 г. в Лондоне и ЛеЙчестере.
Законодательные акты в отношении «особых» детей и подростков, в том числе - умственно отсталых, несмотря на их государственный характер, не всегда оказывались обязательными для исполнения. Ответственность за их реализацию возлагались на местные органы управления образованием, которые многие вопросы решали по собственному усмотрению. Таким образом, развитие специального образования с самого начала страдало от деuентрализаuии.
Тем не менее к концу XIX - началу хх вв. в стране складывается дифференцированная система учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями развития; создаются государственные школы и учреждения для разных категорий «особых» дегей, конкретизируются сроки их обучения. Сохраняются и продолжают развиваться частные школы для таких детей.