Краткая характеристика управления в Департаменте образования города Москвы
Миссия Департамента образования города Москвы – это реализация государственной политики по обеспечению конституционного права граждан на образование.
Приоритетами развития московского образования является совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания, обеспечение качества образовательных услуг, повышение эффективности управления, совершенствование экономических механизмов в сфере образования – вся деятельность Департамента направлена на формирование московского стандарта качества образования.
Московский стандарт качества – многомерная и многоуровневая система, которая включает в себя:
· образовательную инфраструктуру;
· качество и безопасность образования;
· социальную поддержку обучающихся и педагогов;
· государственно-общественное управление образованием.
Создание и реализация московского стандарта качества образования – это одна из приоритетных государственных задач, которую решает Департамент в рамках своей деятельности. Значимость этой задачи заключается в формировании целесообразной и эффективной системы обучения и развития молодых москвичей от рождения до совершеннолетия, системы, которая обеспечивает условия для раскрытия способностей и воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования направлен на постоянный личностный рост, а его результатом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, ответственно реагировать на разные жизненные ситуации.
Каждое образовательное учреждение столицы: детский сад, школа, колледж, ВУЗ – должны соответствовать современным требованиям и запросам москвичей, чтобы юные граждане столицы могли полностью реализовать свой личный потенциал и в полной мере участвовать в жизни общества, способствуя социальному, культурному и экономическому развитию родного города.
Ведь именно образование – тот фундамент, на котором строится будущее нации.
Образовательная деятельность:
1. Дошкольное образование
2. Среднее общее образование
3. Профессиональное образование
4. Дополнительное образование школьников
О дошкольном образовании в Москве.
Столичное дошкольное образование представлено разнообразными дошкольными образовательными учреждениями и вариативными формами образования:
· 2043 государственных детских сада;
· 278 школ с группами для дошкольников;
· 1210 групп кратковременного пребывания;
· 354 центра игровой поддержки ребёнка;
· 125 лекотек и 117 служб ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья;
· 530 семейных детских садов [13, с. 25-30].
О среднем общем образовании в Москве.
Общее образование города Москвы представлено широкой сетью образовательных учреждений (всего 1491 учреждение), реализующих образовательные программы в различных формах:
· 846 средних общеобразовательных школ;
· 170средних общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов;
· 194 центра образования;
· 69гимназий и 2035 гимназических класса;
· 41 прогимназия;
· 34лицея и567лицейских классов;
· 61 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
· 37образовательных школ-интернатов;
· 19вечерних (сменных) общеобразовательных школ;
· 20кадетских школ и кадетских школ-интернатов.
О среднем профессиональном образовании.
Система столичного среднего профессионального образования является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения Москвы. Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных отраслей городского хозяйства ведут 75 профильных и 13 педагогических колледжей, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Обучение в колледжах ведётся по:
· 100 профессиям начального профессионального образования;
· 133 специальностям среднего профессионального образования;
· 157 профессиям профессиональной подготовки;
· более чем 200 программам дополнительного профессионального образования для взрослых (повышение квалификации, переподготовка) для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы Москвы.
О дополнительном образовании школьников в Москве.
Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве[14]. Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются:
· художественно-эстетическое;
· научно-техническое;
· спортивно-техническое;
· эколого-биологическое;
· физкультурно-оздоровительное;
· туристско-краеведческое;
· военно-патриотическое;
· социально-педагогическое;
· культурологическое;
· экономико-правовое.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях столицы. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах[15].
Таким образом,
1. рассмотрена миссия Департамента образования города Москвы;
2. выяснено, что включает в себя московский стандарт качества;
3. описана образовательная деятельность (дошкольное образование, среднее общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование школьников).