Регулирование ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, длительного отпуска
По-прежнему актуальными являются вопросы по определению продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
Возникают вопросы по предоставлению отпуска продолжительностью 56 календарных дней педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении.
К примеру, неправомерно отказывают в предоставлении отпуска такой продолжительности воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, созданных в других образовательных организациях (например, в общеобразовательных организациях), если в группе воспитывается только один ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Отказ обосновывается тем, что ребенок воспитывается в группе, в которой реализуется только общеразвивающая образовательная программа.
Такие обоснования несостоятельны, поскольку противоречат как положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так и положениям приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный № 30038).
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Если отнесение ребенка к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья подтверждено психолого-медико-педагогической комиссией, то согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 образовательная деятельность таких детей должна осуществляться либо в группах компенсирующей, либо комбинированной направленности, в которых должна осуществляться реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
При наличии одного ребенка, ограниченные возможности которого подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией, должна быть создана дошкольная группа комбинированной направленности, в которой будет осуществляться совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию.
При этом все педагогические работники, которые должны участвовать в реализации образовательной программы, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в составе группы комбинированной направленности, имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней независимо от продолжительности работы в группах с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Подробные комментарии по применению постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» содержатся в Информационном бюллетене Общероссийского профсоюза образования № 3 «Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение». Сборник нормативных правовых актов с комментариями, Москва, май 2015 г.(Размещено на сайте Профсоюза: http://www. eseur.ru; в рубрике «Библиотека» по теме: «Информационные бюллетени» (08.12.2014)).
________________
Требует особого внимания реализация принятого Министерством образования и науки Российской Федерации приказа от 31 мая 2016 года № 644, «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2016 г., регистрационный № 42532 (далее – приказ Минобрнауки России № 644; Порядок предоставления длительного отпуска). Направлен в региональные (межрегиональные) организации письмом ЦС Профсоюза от 21 июня 2016 г № 298).
Приказ Минобрнауки России № 644 устанавливает правила и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к которым согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относятся как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение.
Ранее правила и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года определялись учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, из чего следует, что соответствующие акты должны быть признаны утратившими силу, а также внесены изменения в уставы образовательных организаций.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», регулировавший порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, признан утратившим силу приказом Минобрнауки России № 644.
Обращаем Ваше внимание на положения, предусмотренные пунктом 5 Порядка предоставления длительного отпуска, в соответствии с которым в коллективные договоры образовательных организаций должны быть внесены дополнения, определяющие:
- конкретную продолжительность длительного отпуска, которую, по мнению Профсоюза, целесообразно устанавливать по соглашению сторон трудового договора;
- условия и правила, связанные с очерёдностью предоставления длительного отпуска;
- условия и правила разделения длительного отпуска на части, а также продления его на основании листка нетрудоспособности;
- условия присоединения длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску;
- условия предоставление длительного отпуска работающим по совместительству;
- условия и правила оплаты длительного отпуска за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности;
- другие вопросы, не предусмотренные Порядком предоставления длительного отпуска.
О подготовке Центральным Советом Профсоюза Информационного бюллетеня САНПИН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Требуют широкого обсуждения изменения № 3, внесенные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2015 № 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях", утвержденные постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
ЦС Профсоюза подготовлен Информационный бюллетень № 1 «СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях", направленный ЦС Профсоюза в региональные организации в марте 2016 г.
Сборник содержит извлечения из нормативных правовых актов, в том числе из СанПиН 2.4.2.2821-10 в части новых требований, предусмотренных в Изменениях № 3 к наполняемости классов, основанных на конкретной с норме площади на одного обучающегося, на соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, требований к оборудованию общеобразовательных организаций, к естественному и искусственному освещению, а также комментарии к этим изменениям.
Как следует из Информационного бюллетеня № 1, наиболее существенные изменения к СанПиН 2.4.2.2821-10 связаны с иным порядком определения наполняемости классов.
Положение, предусматривавшее, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек, заменено положением, устанавливающим, что количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению (пункт 10.1СанПиН 2.4.2.2821-10).
Как следует из пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, норма площади на 1 ученика при фронтальном обучении составляет 2,5 м². Несмотря на то, что такая норма действует с 1999 года, в большинстве школ она до сих пор не обеспечивается, Отметим, что даже для предельного количества обучающихся, которое ранее не могло превышать 25 человек, при таком их количестве площадь классов при фронтальном обучении должна была бы составлять 62,5м2.
Обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза на то, что в последнее время из регионов поступают сообщения о привлечении руководителей школ к административной ответственности за нарушение норм СанПиН 2.4.2.2821-10 в части несоблюдения норм площади на 1 учащегося, что требует принятия мер со стороны органов государственной власти субъектов РФ.