Тема: Педагогические программные средства и требования к ним
1. Понятие «программное средство учебного назначения»
Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:
· решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения, - проблемно-ориентированные ПС;
· осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) – объектно-ориентированные ПС;
· осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со временными элементами технологии обучения) – предметно-ориентированные ПС.
Методические цели, реализуемые с использованием ПС
1) Индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности).
2) Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности.
3) Осуществление самоконтроля и самокоррекции.
4) Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся.
5) Высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом.
6) Компьютерная визуализация учебной информации (наглядное представление на экране ЭВМ объекта или процесса, его особенностей в развитии, во временном и пространственном движении).
7) Моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
8) Проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента.
9) Создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации.
10) Усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций)
11) Вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала.
12) Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического).
13) Формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации.
14) Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов.
Виды программных средств
При работе с ПЭВМ человек непосредственно имеет дело не с логической структурой машины, а с программными продуктами (средствами), созданными для нее. В соответствии с целями использования в процессе обучения программные средства, подразделяются на следующие виды:
1) Обучающие программные средства
Методическое назначение – сообщение суммы знаний, формирование умений и (или) навыков учебной и (или)практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
2) Программные средства (системы) – тренажеры
Предназначены для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
3) Контролирующие программные средства
Предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.
4) Информационно – поисковые программные системы, информационно – справочные программные средства
Предоставляют возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
5) Имитационные программные средства
Представляют определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
6) Моделирующие программные средства
Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации с целью их изучения, исследования.
7) Демонстрационные программные средства
Обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
8) Учебно – игровые программные средства
Предназначены для "проигрывания" учебных ситуаций.
9) Досуговые программные средства
Используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т. д.