АССИ», при подготовке магистерских диссертаций

Методические указания

по организации учебного процесса и выполнению выпускных

квалификационных работ магистров по направлениям обучения

на кафедре «АССИ»: 150400 «Технологические машины оборудование и оборудование», 150700 «Машиностроение», 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Одобрено методической комиссией по укрупненной группе

151000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка»

Москва 2012

Разработано в соответствии с планом издания учебно- методических материалов по кафедре «АССИ».

Рецензенты: зав. кафедрой «АиПУ» проф., к.т.н. В.И. Харитонов;

проф. кафедры «ТМ», д.т.н. М.В. Вартанов

Работа подготовлена на кафедре «Автоматизированные станочные системы и инструменты».

Методические указания по организации учебного процесса и выполнению выпускных квалификационных работ магистров по направлениям обучения на кафедре «АССИ»: 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машин и оборудования», 150700 «Машиностроение», 150400 «Технологические машины и оборудование»

/Ю.В. Максимов, Б.Е. Пини – МГТУ «МАМИ», 2011г., 27 стр./

© Московский государственный технический университет «МАМИ»

© Ю.В. Максимов

© Б.Е. Пини

Содержание

1 Содержание……………………………………………………………….. ……………3
2 Введение………………………………………………………………….......................4
3 Общие положения о магистерской подготовке на кафедре «АССИ»………………5
4 Структура и содержание магистерских программ обучения на кафедре «АССИ»………………………………………………………………………..8
5 Содержание работ, обучающихся в магистратуре на кафедре «АССИ», при подготовке магистерских диссертаций………………………………11
6 Выпускные квалификационные работы магистров………………………………..14
7 Заключительные положения…………………………………………………………17
8 Приложения…………………………………………………………………………..18

Введение

Методическое указание определяет цели и задачи магистерской подготовки по направлениям специализации кафедры «АССИ» с раскрытием вопросов, касающихся подготовки магистерских диссертаций, их содержания, объема, порядка защиты диссертаций, оценки выполненной работы и уровня её представления при защите.

При разработке МУ использованы нормативные документы, разработанные в университете по следующим вопросам:

- положение о магистерской подготовке (магистратуре);

- положение по разработке выпускных квалификационных работ;

- положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов;

- положение о разработке основной образовательной программы высшего профессионального образования;

-положение о самостоятельной работе студентов.

Использованы также краткие выдержки из основных положений ФГОС по направлениям подготовки магистров по специализации 150700.68 «Машиностроение», 150400.68 «Технологические машины и оборудование» и 151900.68 «Конструкторско – технологическое обеспечение машиностроительных производств».

3 Общие положения о магистерской подготовке на кафедре «АССИ»

Магистерская подготовка реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в двухуровневой структуре высшего профессионального образования. Основными задачами магистратуры являются:

· формирование личности с широкой эрудицией, обладающей фундаментальной научной базой,

· подготовка специалистов владеющих методологией научного творчества, современными информационными технологиями,

· развитие способности к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и производственной деятельности.

Цель магистратуры – подготовка магистров к деятельности, требующей углубленных фундаментальных и профессиональных компетенций, в том числе по производственной, научно-исследовательской и педагогической работе в условиях интеграции новых знаний в области инструментального производства, конструирования инструментальных систем и станков, автоматизации производственных процессов, реализуемых на основе фундаментальных наук.

Подготовка магистров на кафедре осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и ориентирована на следующие виды деятельности выпускников магистратуры:

· научно-исследовательская

· производственно-технологическая;

· проектно-конструкторская;

· научно-педагогическая;

· и другие.

К участию в конкурсе на зачисление в магистратуру кафедры «АССИ» допускаются лица, представившие в приемную комиссию оригинал документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение лицу квалификации (степени) «бакалавр» или квалификации «дипломированный специалист».

К заявлению о приеме на обучение в магистратуре прилагаются:

- документ о высшем профессиональном образовании со всеми приложениями или его копию;

- выписка из протокола заседания ГАК и рекомендация выпускающей кафедры для поступления в магистратуру (если таковые имеются);

- 6 матовых фотографий размером 3x4 см;

- копия документа, удостоверяющего личность и гражданство (оригиналы этих документов предъявляются лично при подаче заявления).

- копии документов, дающих права на льготы, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.

Все документы, в том числе подтверждающие льготы, должны быть предоставлены в момент подачи заявления.

Как иностранные, так и российские граждане, получившие образование в зарубежных вузах, должны предоставить, наряду с подлинными документами об образовании, также заверенные в установленном порядке их переводы и в необходимых случаях – свидетельства о нострификации документов об образовании.

Лица, получившие квалификацию (степень) «бакалавр» или квалификацию «специалист» в МГТУ «МАМИ» и желающие освоить магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются кафедрой с целью установления у поступающего наличия компетенций необходимых для освоения магистерских программ по данному направлению. Если они имеют рекомендацию государственной аттестационной комиссии, кафедры «АССИ» и защитили выпускную работу на «хорошо» или «отлично», то по личному заявлению они зачисляются в магистратуру без вступительных испытаний.

Остальные претенденты на поступление в магистратуру проходят вступительное испытание в форме комплексного экзамена по избранному направлению. Лица, не явившиеся на вступительные испытания в установленной университетом форме по уважительной причине и подтвердившие ее документально, допускаются к испытаниям в период до полного завершения испытаний. При равенстве конкурсных баллов и прочих равных условиях преимущественным правом на зачисление пользуются поступающие, имеющие более высокий средний балл оценок приложения к документу о высшем образовании.

Срок обучения в магистратуре по очной форме обучения - 2 года. Трудоёмкость освоения образовательной программы составляет 120 зачетных единиц. Завершается обучение защитой магистерской диссертации и присвоением степени (квалификации) магистра по направлению подготовки. Выпускникам магистратуры по аккредитованным направлениям выдается диплом государственного образца и приложение. Выпускникам магистратуры по не аккредитованным направлениям выдается диплом установленного образца и приложение к нему.

Самостоятельная работа студентов при обучении в магистратуре является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа обучающихся может рассматриваться, как организационная форма обучения по освоению знаний и умений для учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Отведенное для нее время регламентируется рабочим учебным планом.

Самостоятельная работа студента включает все виды ее, выполняемые в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочим учебным планом:

· подготовку к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар, коллоквиум, контрольная работа, тестирование, устный опрос) и практикам с использованием информационной и материально-технической базы университета;

· изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

· выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, написание рефератов, докладов на студенческих конференциях и т. п.;

· участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые в инициативном порядке под руководством научного руководителя или без его руководства;

В рамках самостоятельной работы при обучении на кафедре «АССИ» должны быть подробно рассмотрены следующие вопросы:

- конструктивные особенности и технологические возможности станков, инструментов, инструментальных систем и т.д., аналогичные рассматриваемым в диссертационных работах базовым объектам;

- принципы модульного создания конструкций машиностроительных систем, способствующих встраиванию в систему мобильных элементов, расширяющих технологические и эксплуатационные возможности, рассматриваемых систем;

- методы исследования систем и процессов; применяемые средства для исследований; методы обработки результатов исследований с оценкой адекватности полученных данных; с созданием математических моделей исследуемых объектов.

- инновационные направления по совершенствованию базового объекта с целью создания конкурентоспособных систем с соответствующим технико-экономическим обоснованием по использованию и с учетом вопросов безопасности жизнедеятельности.

4 Структура и содержание магистерских программ обучения на кафедре «АССИ»

Основные образовательные программы магистратуры
предусматривают изучение следующих учебных циклов:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом по предложению профилирующей кафедры. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

ООП магистратуры содержат дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет университета.

ООП магистратуры включает: лабораторные
практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области делового иностранного языка; философских проблем науки и техники;, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

В результате изучения базовой части цикла обучения магистров:

- по направлению 150700.68 «Машиностроение» они должны знать:

проблемы технологии машиностроения; новые конструкционные материалы; компьютерные технологии проектирования изделий машиностроения; методы расчета и моделирования подсистем и механизмов; современные методы проведения научо-исследовательских работ; методы и средства технологического обеспечения качества машиностроительных изделий; уметь применять полученные знания при разработке технологических процессов в машиностроительном производстве.

- по направлению 151400.68 «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительного производства» они должны знать:

методы и средства производства и научных исследований, используемые в машиностроении и направленные на обеспечение выпуска изделий требуемого качества и заданного количества при наименьших затратах общественного труда; новые материалы, используемые в машиностроении,

физическую сущность нанотехнологий, основы трибологии, методические подходы к разработке систем диагностики; проблемы инструментального обеспечения машиностроительного производства; отечественные и зарубежные инструментальные системы; методы и технологии проектирования инструментальных систем; методы конструирования и расчета, моделирования и оптимизации основных узлов оборудования; методы и средства технологического обеспечения качества машиностроительных изделий и т.д.

Полный комплекс информации по знаниям, умению и компетенциям, которыми должен обладать обучающийся по указанным выше направлениям,

представлены в ФГОС ВПО, утвержденных приказами по Министерству образования и науки РФ, соответственно № 555 от 09.11.2009г. и № 769 от 21.12.2009г.

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно
ориентированных на профессионально-практическую подготовку
обучающихся. При реализации ООП магистратуры обязательными являются научно-исследовательская и научно-педагогическая практики.

Педагогическая практика осуществляется путем подключения магистрантов в качестве напарников преподавателей для проведения лабораторных, практических работ и тестирования в группах любых видов обучения. Результаты педагогической практики оцениваются при аттестации магистров с учетом мнения основных преподавателей, под руководством которых проходит педагогическая работа магистров.

Научно-исследовательская практики проводится в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Содержание научно-исследовательской практики и задания на практику формулируется научным руководителем в «Индивидуальном плане работы магистра».

Для магистерских программ, в соответствии с ФГОС ВПО, научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы и направлена на формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций.

При планировании и организации НИР для магистрантов необходимо руководствоваться требованиями к организации научно-исследовательской работы обучающихся, сформулированными ФГОС ВПО по направлению подготовки.

На кафедре могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата с обзором материалов по избранной теме и обоснованием актуальности проблемы;

- проведение научно-исследовательской работы;

- корректировка плана проведения научно-исследовательской работы и этапа завершения исследований;

- составление отчета о научно-исследовательской работе;

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами (если это не противоречит требованиям ФГОС ВПО).

Структура и организация учебного процесса подготовки магистров регламентируются учебными планами магистерских программ и индивидуальными планами работы магистров.

«Индивидуальный план работы магистра» (Приложение 1), утвержденный проректором по учебной работе, хранится на кафедре (оригинал) и у магистра (копия).

Заключительным этапом обучения в магистратуре является итоговая государственная аттестация, включающая сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом проведения итоговых государственных испытаний и имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций выпускника.

Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки магистров, подлежат рецензированию. Рецензирование работ проводится с целью независимой оценки качества выполненной работы, полноты раскрытия вопросов и ее практической ценности. Состав рецензентов формируется выпускающей кафедрой, утверждается приказом по университету и вывешивается на доске объявлений кафедры. К рецензированию привлекаются работники предприятий, организаций, научных учреждений имеющие высшее образование по данной специальности или работающие в данной области не менее 5 лет, а также профессора и преподаватели других вузов или университета, если они не работают на данной выпускающей кафедре. К рецензированию запрещается привлекать, как штатных преподавателей данной выпускающей кафедры, так и преподавателей работающих на кафедре по совместительству. Количество направленных на рецензию выпускных работ для одного рецензента, как правило, ограничивается и составляет не более 10. На рецензирование направляется выпускная квалификационная работа, выполненная в полном объеме (расчетно – пояснительная записка, чертежи, схемы, плакаты), имеющая подписи студента, руководителя работы, консультантов от кафедр, принимающих участие в консультациях по отдельным разделам работы, проверяющего от кафедры, заведующего кафедрой. Выпускник за 5 – 7 дней до защиты выпускной квалификационной работы получает на выпускающей кафедре направление на рецензию установленной формы, телефон и координаты рецензента. При встрече с рецензентом выпускник представляет ему направление на рецензию и выпускную работу в полном объеме.

Представленная работа рассматривается рецензентом в срок не более 2 дней, при рассмотрении работы желательно присутствие магистра.

Рецензия представляется в печатном виде объемом до двух листов и заверяется подписью рецензента. На рецензии обязательно проставляется дата рассмотрения работы.

В рецензии должны быть отражены следующие вопросы:

- тема представленной на рецензию работы, фамилия, имя, отчество выпускника , шифр группы;

- состав представленной работы (количество страниц пояснительной записки, количество иллюстративного материала);

- анализ содержания выполненной работы, полнота раскрытия поставленных вопросов, актуальность работы, глубина проработки вопросов;

- отмечается оригинальность принятых решений, элементы новизны и их практическое значение;

- замечания по работе;

- дается оценка, которой, по мнению рецензента достоин выпускник;

- указывается практическая значимость работы, если таковая есть;

- указывается квалификация выпускника.

Выпускник должен быть ознакомлен с рецензией по его работе до защиты ее на заседании итоговой государственной аттестационной комиссии. В случае выполнения выпускной квалификационной работы несколькими выпускниками, пишется общая рецензия на всю работу.

Рецензия зачитывается при защите квалификационной работы, и мнение рецензента учитывается при определении окончательной её оценки.

Содержание работ, обучающихся в магистратуре на кафедре

АССИ», при подготовке магистерских диссертаций.

Тема магистерской диссертации формируется руководителем, назначаемым кафедрой, с учетом места предполагаемой производственной и научно-исследовательской практики и должна быть направлена на всестороннее рассмотрение конкретной производственной задачи, решение которой может способствовать совершенствованию рассматриваемого объекта с обеспечением более высоких технико-экономических показателей по сравнению с аналогом или прототипом. Желательно, чтобы диссертационная работа магистра могла стать основой для последующей работы над диссертацией на звание кандидата технических наук.

В соответствии с установленным в университете порядком, студент может предложить собственную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тематика диссертационной работы должна быть:

- актуальной и реальной;

- соответствовать современному состоянию науки и техники, отражать теоретические основы и закономерности развития национальной, а также мировой практики, учитывая процессы глобализации;

- выполняться (по возможности) по заданию реальных предприятий (организаций);

- выполнена с широким использованием вычислительной техники, в том числе с трехмерным моделированием и инженерным анализом на основе применения программного комплекса SolidWorks (например прочности, устойчивости, динамики механизмов, экспресс анализа технологичности, частотного анализа, и т.д.), а также разработки управляющих программ для станков с ЧПУ;

- содержать результаты НИР и патентного поиска;

- носить практический или научно-исследовательский характер.

Содержание работы может быть направлено на создание средств производства и совершенствование конструкций изделий машиностроения, обеспечивающих повышение точности и др. параметров качества изготовления машиностроительных изделий, производительности и эффективности реализации производственного процесса, долговечности изделий, эффективных конструкций инструментов, оборудования, средств оснащения и автоматизации и др., в том числе обладающих новизной и патентоспособностью.

В процессе выполнения работы должны проводиться исследования в рамках рассматриваемой проблемы, позволяющие выявлять негативные факторы, препятствующие достижению повышенных показателей с определением перспективных путей решения задачи. При выполнении магистерских диссертаций могут рассматриваться вопросы, касающиеся конструктивного исполнения деталей, узлов и механизмов объектов изучения, с определением направлений по повышению их производственных характеристик; вопросы динамики взаимодействия основных узлов и механизмов, рассматриваемых объектов; надежности и долговечности элементов системы с разработкой предложений по стабилизации их работы; силовые взаимодействия с построением математических моделей и выполнением расчетов, позволяющих подтвердить правильность формирования технических и технологических решений. Необходимо, чтобы разрабатывались инновационные предложения на основе анализа решений, используемых зарубежными фирмами, с перспективой применения предлагаемых решений в реальных производственных условиях, которые могут стать основой для последующей работы в рамках подготовки диссертаций на ученую степень кандидата технических наук.

Инновационные предложения могут, в соответствии со специализацией обучения, касаться компоновок и конструктивных исполнений узлов и механизмов современных станков, в том числе с ЧПУ; инструментов и инструментальных систем автоматизированного производства; видов и характеристик инструментальных материалов и методов повышения их эксплуатационных качеств; средств технологического оснащения производственных процессов; вспомогательных систем и элементов оборудования и автоматизированных комплексов и т.д.

Научно-исследовательские работы могут проводиться с использованием технических средств, имеющихся на кафедре «АССИ» или смежных кафедрах, а также на предприятиях и организациях, являющихся местами прохождения практик. Целесообразно проведение исследований с использование компьютерного моделирования с расчетом, например, условий нагружения узлов и элементов разрабатываемых конструкций, построением соответствующих диаграмм, их анализом и формированием рекомендаций по эффективному решению рассматриваемой задачи.

Актуальным является проведение анализа ряда решений рассматриваемой проблемы с технико-экономическим обоснованием выбора наиболее эффективного решения, с учетом трибологических и экологических проблем, которые могут быть связанными с разрабатываемой тематикой.

Все этапы выполнения магистерских работ формулируются в «Индивидуальном плане работы магистра», разрабатываемом с учетом места прохождения практики и проведения научно-исследовательской работы на предприятии или в организации, заинтересованной в использовании результатов работы магистра. План подписывается соискателем, руководителем магистра от кафедры и заведующим кафедрой, а затем представляется на утверждение проректору по учебной работе. Выполнение плана контролируется ежеквартально. Выполнение работы подтверждаются научным руководителем с отметкой в плане работы. Заслушивание отчета соискателя о проведенных работах и его аттестация производится не реже одного раза в пол года.

Наши рекомендации