Нарушения умственного развития
Задержка психического развития | Умственная отсталость | ||||
- это отставание в психическом развитии. | - это нарушение психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности (нарушение познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности). | ||||
Причины: | Причины:органические поражения коры головного мозга в результате: | ||||
1. минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС; 2. длительные хронические соматические заболевания в раннем детстве; 3. длительная социально-культурная депривация (пребывание с момента рождения в неблагоприятной семье, в доме ребенка). | 1. наследственных заболеваний; 2. внутриутробных инфекций; 3. нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна и др.); 4. некоторых хронических болезней матери; 5. вредных привычек родителей и др. | ||||
По происхождению | По времени возникновения: | ||||
конституционная | психогенная | олигофрения | деменция | ||
соматическая | церебрально-органическая | умственная отсталость возникла: Ø внутриутробно; Ø во время родов; Ø в первые 3 года жизни, развитие осуществляется,но медленно, атипично. | умственная отсталость возникла после 3-х лет в результате: травм головного мозга, заболеваний проис-ходит распад уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект необратим. | ||
Дети с ЗПР испытывают значительные трудности в обучении (составляют до 50 % всех неуспевающих учащихся). Состояние нервной системы ослабленное. Низкий уровень развития психических процессов, дефекты звукопроизношения. Отставание в развитии может быть со временем преодолено при наличии психолого-педагогической помощи. | По степени интеллектуальной недостаточности: | ||||
дебильность незначительная степень умственной отсталости, 70-80% от всех лиц с умственной отсталостью. | имбецильность умеренная степень умственной отсталости | идиотия тяжелая степень умственной отсталости | |||
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Акцентуация характера- чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.
Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.
Амнезия- расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.
Аутизм- состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
Дебильность- легкая степень умственной отсталости.
Деменция- слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).
Дефект- физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дидактогения- негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).
Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.
Задержка психического развития (ЗПР)- особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Инфантилизм- сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.
Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.
Компенсация- возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.
Коррекция- совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.
Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.
Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.
Психопатия - психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.
Реабилитация- восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Ригидность- непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.
Соматический - телесный.
Фонематический слух- способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.
Церебральный - мозговой.
Энурез- недержание мочи.
Этиология - учение о причинах болезни.
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 160.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]: Психодиагностические таблицы, методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – С. 272.
3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 280.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Просвещение», 1996. – С. 135.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 192.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 304.
7. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 320.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] – М.: «Просвещение», 1983. – С. 175.
9. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст]: Кн. для педагогов и родителей. – М.: «Просвещение», 1987. – С. 186.
10. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы [Текст]: / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – С. 150.
11. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст]: / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – С. 170.
12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]: Кн. для педагогов и родителей. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 126.
13. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 400.
14. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Просвещение», 1988. – С. 148.
15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 336.
16. Формирование учебной деятельности младших школьников [Текст]: / Под ред. В,В. Давыдова, И Ломпшера, А.К. Марковой. – М.: «Просвещение», 1987. – С. 200.
Министерство образования и науки Челябинской области
Челябинский государственный педагогический колледж № 1
Городцова Е.С.