Вопрос. Развитие теории и практики начального образования в педагогическом наследии Л.Н.Толстого.

Среди тех, кто ко второй половине 19 века занимался вопросами образования и воспитания, особая роль принадлежит Л.Н.Толстому (1828-1910).

Периоды его педагогической деятельности:

1) 1859- 1861. Открывает экспериментальную школу для сельских детей в Ясной Поляне. Сам преподаёт математику и историю. Путешествует по странам западной Европы с целью ознакомления с учебно-воспитательным процессом в школах.

2) 1861- 1863. Меняет характер и содержание обучения. Ведёт обмен педагогическими идеями, опытом на страницах журнала «Ясная поляна».

3) 1869- конец 1870-х. Создание и апробация нового звукового метода обучения грамоте, составление «Азбуки», книг для классного чтения, «Новой азбуки», учебника арифметики. Ведёт методическую работу с учителями.

4) 1880-1890-е гг. В статьях, напечатанных в журнале «Посредник», раскрывает своё религиозно-нравственное учение о всеобщей любви и непротивлению злу насилием.

Его педагогические труды: статьи «О народном образовании» 1874 г., «Образование и воспитание», «Роль примера и подражания в воспитании».

Утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя — оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Лучшая школа та, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

С начала 70-х годов допускает исключение из правил «свободного воспитания»: учителю следует не только учить, но и воспитывать (имеется в виду роль религии в нравственном становлении человека). Толстой признает религию как "един­ственно законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Критикуя тради­ционное образование за пренебрежение этим принципом, Тол­стой писал: " Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для уче­ников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". В "Азбуке" он развивает свою мысль, что у учащихся следует развивать интерес. Он советует чаще об­ращаться к жизненному опыту ребенка.

Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н. Толстой предпринял в Яснополянской школе. Главный пункт педагогической концепции Толстого — идея свободного воспитания (по Ж.-Ж. Руссо). Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осущес­твил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном (в духе Ж. Ж. Рус­со) положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых — педагогов и родителей — в его духовный мир.

Дав острую критику современной ему школы, как российской, как и зарубежной, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценными чертами которой являются уважение к личности ребенка, развитие активности и творчества детей.

Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода пе­дагогической лабораторией. Такой лабораторией была его Ясно­полянская школа (1859-1862). В ней занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками.Живое слово учителя — главный метод обучения. В школе царил "свободный беспорядок". Расписание бы­ло, но не соблюдалось. Твердого расписания не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не ме­нее, они охотно приходили в нее и настолько заинтересовывались учебой, что им приходилось напоминать — пора по домам. Замеча­ний за опоздание не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали. Ученик был вправе не приходить на занятия и не слушать учителя. В свою очередь препода­ватель был волен не впускать ученика в класс. Учителя составляли недельный план по школьным предметам (чте­ние, письмо, чистописание, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение). Планы также могли корректироваться по желанию учеников. Например, их лю­бимым занятием было сочинение стихов. Занятия шли по утрам и вечерам, 7-8 часов.

В круг обучения Яснополянской школы входили: чтение, пись­мо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведе­нию и географии, рисование, черчение и пение. Толстой пришел к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению нужно давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Он умел заинтересовывать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой прием, как написание детьми творческих сочинений-рас­сказов на заданную им тему.

Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки в ее организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребенка), она имела большое значение как протест про­тив формализма и подавления детей. Следует учесть, что дости­жения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальнос­тью и мастерством самого Толстого как педагога.

Яснополянская школа добивалась прекрасных результа­тов. В три месяца дети приобретали умение бойко читать. Ученики не знали страха перед учителем. Ребят звали шутливыми кличками: "Васька-карапуз", "Мурзик", "Обожженное ушко" и пр. На уроках поддерживался дух равноправия.

Толстой явился автором учебных книг для начальной народ­ной школы: «Азбука» (1872), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К. Д. Ушинского были самыми рас­пространенными учебниками в народных школах России.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чте­ния являлись: художественность, выразительность, сжатость и простота языка, доступность материала для детского понима­ния. Почти весь материал брался из жизни, большей частью из жизни деревни. Частыми были рассказы-миниатюры на нравс­твенные темы, занимающие 3-4 строчки, легко запоминающиеся и производящие сильное впечатление.

Наши рекомендации