Лекция 7. Методы организации музыкально-просветительских мероприятий
Разобщённость изучения литературы, музыки и изобразительного искусства вне связи с фактами общей истории является большой бедой художественного воспитания, так как не даёт возможность глубокого проникновения в смысл художественных произведений. Эта проблема давно волновала педагогов, учёных, искусствоведов.
В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», – подчёркивал великий дидакт Я.А.Коменский [69,287]. Он подошёл к идее всестороннего обобщения знаний, к их взаимосвязи, без которой невозможно познание причинно-следственных связей и отношений явлений и предметов объективного мира. Я.А.Коменский понимал, как важно устанавливать связи между учебными предметами для формирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности процесса обучения. К этой идее обращались многие педагоги и учёные, развивая и обогащая теорию и практику проблемы межпредметных связей.
Так, идея обобщённого познания, как метода «нахождения истины», у Дж.Локка сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет, по его утверждению, должен наполняться элементами и фактами другого, а общее образование совмещаться с прикладным.
И.Г.Песталоцци, пропагандируя идеи развивающего обучения, на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своём сознании все, по существу взаимосвязанные между собой, предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».
Наиболее полное педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д.Ушинский. В книге «Человек как предмет воспитания» он исходит из теории различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, единству места и т.д.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений. Особенно ценны и теперь суждения великого русского педагога о роли межпредметных связей в формировании мировоззрения человека и его целостного представления об окружающем мире. Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые, какими бы то ни было, науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».
Прогрессивной является мысль К.Д.Ушинского о связях между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке, в особенности есть понятия общие многим, а иногда и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в общей системе предметов ведёт к расширению и углублению знаний, формирует мировоззренческую систему.
Процесс знакомства человека со всей сферой прекрасного (будет ли это красота человеческих отношений, неповторимый облик природы, или произведения искусства) является эстетическим восприятием. Восприятие произведений искусства, вызывающее у людей самые углублённые и содержательные эстетические впечатления, принято называть художественным. Художественно-эстетическое восприятие имеет огромное значение в становлении личности человека, так как формирует его взгляды, симпатии, нравственные убеждения. Поэтому овладение произведением искусства является духовной формой восприятия, протекающего на уровне ощущений, представлений (фантазии) и абстрактного мышления.
Произведение искусства есть индивидуальное отражение художником окружающего мира, следовательно, для глубокого его понимания необходимо изучение взаимодействия субъекта и среды. Именно действительность и преобразующая её деятельность людей, подчинённая общим объективным законам, и есть первоисточник всех жизненных впечатлений, знаний, идей, художественных образов. «Искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, – писал Л.С.Выготский, – но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной». В произведениях искусства в единстве логически-обобщённого и чувственно-конкретного накапливается информация об огромном опыте человека. Она воспринимается последующим поколением только при условии связи восприятия с жизненным опытом, обеспечивающим понимание произведение искусства.
Для художественного восприятия характерны образность и эстетическая эмоциональность. Это качество понимается как переживание красоты художественного образа, возникновение чувств и мыслей, навеянных произведением искусства. Проявляясь в начале как способность «заражаться» настроением художественного произведения, с накоплением впечатлений искусство пробуждает высокие мысли и чувства, содействует процессу нравственного очищения.
Художественное восприятие неотделимо от художественного мышления, связанного со всей мыслительной деятельностью человека. В. Н. Шацкая, говоря об активном восприятии музыкального произведения, подчёркивала, что такое восприятие связано с эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идей, характера и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ. Эти слова можно в полной мере отнести к восприятию любого художественного произведения, независимо от вида искусства. «С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается. Это восприятие сначала «чувствующее», а затем, как следствие, «думающее» и притом глубоко и проникновенно думающее».
Важную роль в процессе восприятия произведения искусства играет воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, создающего нечто новое: будь это «какой-нибудь вещью внешнего мира, известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Сущность творческой (комбинирующей) деятельности человека заключается в создании новых образов или действий. Мозг является органом, который из элементов прежнего опыта комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт новые положения и новые линии поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Воображение, как основа творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека – материала, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт, тем, при прочих равных условиях, богаче должно быть воображение.
Комбинирующая деятельность нашего мозга является не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но, опираясь на неё, располагает в её данных всё новые и новые сочетания. Согласно И.М.Сеченову, мышление – есть качественно новая высшая форма отражения (от конкретного, наглядно-образного – к отвлечённому, абстрактному). В результате процесса абстрагирования отвлечённое мышление приближается к действительности, точнее отражает и глубже познаёт её.
И.П.Павлов считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей. В психологическом плане ассоциации – это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. Смысл обучения заключается в образовании временных связей, что и является мыслью, мышлением, знанием. Связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением представляет высшую форму связи фантазии с реальностью. Такая форма связи становится возможной только благодаря социальному опыту. В этом случае воображение, по словам Л.С.Выготского, «работает не свободно, а направляется чужим опытом» и, благодаря этому, продукт воображения совпадает с действительностью. Так воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека – в процессе усвоения исторического или социального опыта, помогает ему выйти далеко за пределы собственного опыта. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности.
Использование межпредметных связей в организации концертов дают возможность комплексного и глубокого понимания содержания музыкальных произведений, разнообразия и широты используемого репертуара. Привлечение смежных видов искусств вносит в сценарий эмоциональный колорит, придаёт концертам зрелищность, театральность, красочность. Введение в сценарий концерта фрагментов литературных произведений, исторических рассказов, образцов живописи и архитектуры, костюмов и т. п., предоставляет слушателям возможность репродуцирования исторической обстановки, тех или иных художественных течений, круга образов, характерных творческому облику определённого композитора. Такого рода информация становится основой комбинирующего вида воображения слушателей при их знакомстве с новыми музыкальными произведениями.
Так для концерта «Могучая кучка» в нашей практике готовились рассказы, в которых были освещены истоки демократического подъёма в России второй половины XIX века; обозначены идеи прогресса и просвещения, ненависти к гнёту и несправедливости, питавшие творчество музыкантов, художников, литераторов, философов; определён источник вдохновения – русское народное искусство.
Музыка М.П.Мусоргского – драматурга, историка ассоциировалась с картинами И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход») и В.И.Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), с поэзией Н.А.Некрасова. Мир сказочных и легендарно-мифологических образов Н.А.Римского-Корсакова, с его сценами народных игр и обрядов, картинами природы созвучен поэтической сущности русского народа, выраженной в картинах Н.К.Рериха, в творчестве народных умельцев Палеха. Образно воспринять «Богатырскую симфонию» А.П.Бородина позволила экспозиция из картин В.М.Васнецова («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Три богатыря»), фрагменты «Слова о полку Игореве». Ощутить прелесть произведений Ц.А.Кюи – «акварелиста в музыке» помогло впечатление от просмотра пейзажей А.К.Саврасова, А.О.Куинджи.
Между деятельностью воображения и реальностью возможна эмоциональная связь, проявляющаяся двояким образом: 1) как стремление эмоции воплотиться в образы, созвучные настроению; 2) как рождение чувства в результате воздействия художественных образов. Иными словами, в первом случае чувства влияют на воображение, а во втором – воображение влияет на чувства. Это явление психологи называют законом эмоциональной реальности воображения, который объясняет факт сильного воздействия на человека произведений искусства, созданных фантазией автора. Эмоции, заражающие художественными фантастическими образами, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьёзно и глубоко. «Часто простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки».
Такая эмоциональная связь выявлена между прослушанными музыкальными произведениями в концертах «А.А.Гречанинов. Детская музыка», «Р.Шуман. Альбом для юношества» и впечатлениями, выраженными в детских рисунках. И, наоборот, поэтический текст, предпосланный каждой пьесе фортепианного цикла М.Равеля «Сказки матушки Гусыни» помогал рождению фантазии, чувства в восприятии сказочных образов, воплощённых средствами музыкального искусства.
Важнейшими составными частями процесса воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других есть её основное качество. Этот процесс, лежащий в основе абстрактного мышления и образования понятий, имеет огромное значение для всей творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы и – объединение их в единое целое (ассоциация). Именно тогда, когда мы имеем полный круг, описанный воображением, эмоциональный и интеллектуальный факторы оказываются в равной мере необходимыми для акта творчества. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека.
Подобрав ключ к хранилищу жизненных впечатлений слушателя, композитор (исполнитель) может оживить по своему желанию именно такие ассоциации, которые воссоздают в сознании слушателя мысли, образы, настроения, побудившие написать музыкальные произведения. Назайкинский Е.В. утверждает, что ассоциации представлений – один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия произведений искусств. Это своё утверждение он строит на исследованиях Г.Н.Кечхуашвили и Г.А. Орлова в области психологии музыкального восприятия. Г. А. Орлов пишет: «…Многообразные ассоциации, принадлежащие к разным родам ощущений, непрерывно возбуждаются в процессе восприятия музыки. Они-то и являются первичным чувственным материалом для построения художественного образа в музыке, как образа объективной действительности».
Для того чтобы произвести эмоциональное действие эстетического характера, зачастую достаточно подсознательного сочетания зрительного образа с эмоциональными образами памяти. Такая форма ассоциаций является преобладающей в искусстве. В основе художественного восприятия, в основе понимания произведений искусства лежит особого рода способность, позволяющая при всей отдалённости материала искусства от явлений, им выражаемых и изображаемых, «угадывать эти явления по неосознаваемым, но ощущаемым вехам, которые, так же интуитивно, расставил творец произведения – композитор, певец, художник».
Однако, не только скрытые, но и осознаваемые предметные или звуко-изобразительные компоненты ассоциаций важны не сами по себе, а лишь как носители музыкальной, поэтической идеи, эстетического, эмоционального отношения. С этих позиций следует расценивать значение подсознательных связей и наглядных образно-конкретных представлений, возникающих благодаря опоре на пространственные ощущения при восприятии музыки.
Именно ассоциативные моменты восприятия музыкальных произведений лежат в основе межпредметных связей. Для более глубокого проникновения в музыкальный стиль композитора необходимы знания об исторической обстановке данной эпохи, художественных течениях в архитектуре, живописи, литературе, об искусстве танца, костюме того времени, биографических данных и т.п. Приём «погружения в эпоху» с использованием элементов театрализации позволяет объединить в концерте предметы цикла единой темой, органично дополнить, эмоционально окрасить музыкальные впечатления.
Так при подготовке к концерту, посвящённому искусству итальянского барокко XVII века, были привлечены знания, полученные на уроках мировой художественной культуры, давшие возможность знакомства с исторической обстановкой, основными чертами стиля барокко, творчеством архитекторов Ф.Борромини, Л.Бернини, живописцев Дж.Бачичча и М.Караваджо, поэта Д. Семпронио. Уроки музыкальной литературы помогли определить их сходство со стилем барокко в музыке, ознакомиться с зарождением новых форм и жанров в творчестве композиторов Т.Альбинони, А.Вивальди, Б.Марчелло, Дж.Каччини, А.Корелли, Д.Скарлатти и др. Старинные танцы – форлана, менуэт, вольта и полонез, исполненные учащимися хореографического отделения в костюмах, стилизованных в духе того времени, дополнили эмоциональное впечатление.
В конечном итоге, использование межпредметных связей в концертной практике способствует углублённому пониманию и исполнению музыкальных произведений учащимися, их эстетическому и духовно-нравственному росту. Пропаганда высокого искусства среди населения приносит большую общественную пользу.