С помощью педагогической диагностики анализируется
ü учебный процесс
ü определяются результаты обучения,
ü уровень обученности и обучаемости,
ü воспитанности и воспитуемости учащихся.
На основании полученных результатов и с учетом рекомендаций психологов, специалистами-педагогами должны разрабатываться
ü адаптированные учебные и воспитательные программы,
ü диагностические методики, позволяющие отслеживать качество и успешность протекания учебно-воспитательного процесса.
Методы отслеживания динамики овладения знаниями, умениями и навыками:
· Медико-психолого-педагогический консилиум (проводится не реже 1 раза в четверть) Апробирование этого метода показало, что он должен быть основополагающим моментом в выборе педагогических и психологических методов воздействия на личности проблемного ребенка.
· Тестирование и анкетирование, результаты которых позволяют судить об изменениях, произошедших в поведении, уровне знаний и отношении к учебе у ребенка.
· Диагностика качества знаний с помощью традиционных педагогических методов - устный опрос, наблюдение, контрольные и самостоятельные работы и т.д.
Основные методы педагогической диагностики.
Изучение анамнеза, наблюдение.
Педагогической диагностике предшествует знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни.
При оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или после рождения. Следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования.
После этого, используя метод свободного наблюдения, предложить ребенку различный игровой материал. Наблюдая свободную игру и деятельность ребенка, можно выявить специфику особенности, отличающие его игру от игры здоровых сверстников.
Важно обратить внимание на
ü особенности поведения ребенка,
ü развитие его моторики и речи,
ü отметив устойчивость походки,
ü специфику манипулятивной деятельности рук,
ü наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.
Особое внимание следует обратить на особенности эмоцмонально-волевой сферы, поведение, контактность. При этом отмечают как быстро ребенок устанавливает контакг со взрослым, смотрит ли он ему в лицо, насколько адекватны его мимика, жесты, поведение.
Уже в процессе диагностического педагогического наблюдения можно выявить детей с нарушениями общения - ранним детским аутизмом, детей с церебральным параличом или гиперактивным поведением.
Обращается также внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемостъ ребенка в процессе спонтанной игровой деятельности, оцениваются реакции на одобрение и замечание. Кроме того, очень важно, чтобы педагог научился профессионально оценивать общий облик ребенка, выявляя микро- или макроцефалию, наличие ожирения и т.п.
Медицинская диагностикавключает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений, оценку соматического, неврологического и психического состояния ребенка. Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями.
Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика предполагает:
· комплексное изучение детей, при котором учитываются данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, педагогами, логопедом, дефектологом, психологом;
· всестороннее и целостное изучение ребенка, которое предусматривает исследование
ü познавательной деятельности,
ü эмоционально-волевой сферы,
ü поведения
ü физического состояния.
При этом исследуется не только состояние отдельных психических функций, но учитывается их взаимодействие и взаимозависимость в процессе онтогенетического развития;
· изучение ребенка в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. При этом методы и материалы, используемые при изучении детей, должны быть максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей;
· динамическое изучение ребенка, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении. С этой целью все обследование рекомендуется строить с учетом принципов обучающего эксперимента;
· качественно-количественный подход при оценке выполненного ребенком задания, который предполагает учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели;
· гуманное отношение к ребенку, которое обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений (классов) не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения (классы).