V. Анализ деятельности воспитателя
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
• Название мероприятия.
• Дата и место его проведения. Кто проводит?
• Состав группы учащихся: мальчики, девочки, по интересам и др.
• Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
• Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие.
• Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а) соответствие занятия общим воспитательным задачам;
б) соответствие уровню развития классного коллектива;
в) соответствие возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
2. Методика подготовки мероприятия:
· планирование,
• разработка,
• участие в них детей.
3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и
значимости предстоящей деятельности.
III.Ход мероприятия
1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятии?
4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каковы последствия этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:
• Эмоционально-эстетическая отзывчивость па прекрасное в искусстве,
• Этика труда, художественная деятельность,
• Эстетика поведения.
7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
V. Анализ деятельности воспитателя
1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка-дошкольника
1. Общие сведения о ребенке:ШИФРУЕМ (Вася, 5 лет 3 мес.)
- Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Дата поступления ребенка в образовательное учреждение, откуда поступил (из семьи, из ДОУ, из другого обр. учрежд.), были ли длительные перерывы в посещении учреждения, по каким причинам
2. Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы
- Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер
- Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
- Уделяется ли достаточно внимания воспитанию и обучению ребенка
3. Особенности внешнего вида ребенка: осанка, походка, жесты, мимика, наличие слюнотечения и т.д.
4. Соматическое здоровье (болеет редко, часто болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)
5.Общая моторика:
-несовершенство общей моторики,
-(не) нарушена координация движений,
- общая напряженность или вялость,
-неточность движений,
- затрудняется при необходимости удержать равновесие,
-трудности регуляции темпа движений,
- наличие навязчивых движений.
Тонкая моторика
-(не) скоординированы движения пальцев,
-умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка и т.д.),
-(не) сформированность моторных навыков графической деятельности,
-ведущая рука.
7. Характеристика познавательной сферы ребенка:
7.1 Характеристика внимания: (выберите соответствующий вариант (один или более))
- во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться
-постоянно отвлекается
- способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле
- старателен и аккуратен в выполнении заданий,
-какое внимание преобладает: произвольное или непроизвольное,
7 .2.Характеристика восприятия: (выберите соответствующий вариант (один или более))
Восприятие формы:
- соотносит предметы по форме
-выделяет по слову геометрические фигуры
- не имеет представления о форме (не отличает круг от квадрата)
Восприятие цвета:
- узнает и называет основные цвета
-различает цвета (выделяет по слову)
- представление о цвете отсутствует
Восприятие величины:
- соотносит предметы по величине
- представление о величине отсутствует
- знаком с понятиями: длинный- короткий, узкий- широкий и т.д.…
7.3. Характеристика памяти: (выберите соответствующий вариант (один или более))
-медленно запоминает и быстро забывает,
-быстро запоминает и быстро забывает,
- тяжело дается заучивание стихотворений,
- пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то, чего нет в тексте),
- концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания,
- преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая ,
-преобладание логической или механической памяти.
7.4 Характеристика мышления: (выберите соответствующий вариант (один или более))
- плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.)
- (не) осуществляет простейшие классификации (по образцу или слову по разным основаниям )
- (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты)
- (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима)
-(не) понимает содержание сюжетных рядов и картин,
-(не) выделяет главное в воспринимаемой информации,
-(не) выполняет счетные операции,
- сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке, называние по признакам)
-(не) понимает смысл предлагаемых заданий.
7.5. Особенности усвоения программного материала.
8. Характеристика речи ребенка:
8.1 Фонетико-фонематическая сторона речи:
-охарактеризовать особенности звукопроизношения, выразительности, темпа, громкости речи, фонематического слуха,
-(не) умеет выделить на слух гласный в начале слова, последний звук в слове, первый согласный в слове,
- (не) может составить слово из предложенных звуков (к, о, т)),
- (не)определяет место заданного звука в слов
-(не) нарушает структуру многосложных слов
8.2 Словарь:
-указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов - частей речи - ограничен,
8.3 Грамматический строй речи:
- ( не) владеет основными формами словообразования (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование приставочных глаголов и т.д.)
- (не) владеет основными формами словоизменения (образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение согласовывать числительные с существительными и т.д.):
- встречаются единичные ошибки; встречаются многочисленные стойкие ошибки;
8.4 Связная речь:
- отвечает на вопросы односложно или полной фразой;
-характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные),
-умение рассказать об увиденном и услышанном, о знакомых предметах, о выполненной работе,
- пересказать сказку,
- составляет ли сюжетный рассказ по картине, по серии из 2- 3-4 картинок
9. Характеристика деятельности:
9.1 Навыки самообслуживания:
-может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы
-может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой;
-умет ли убирать свои вещи и постель.
9.2 Игровая деятельность:
-безразличие или интерес к игрушкам,
-любимые игры,
-понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры,
-доступность воображаемой ситуации,
-роль в коллективной игре,
-поведение в конфликтной ситуации,
- отражает ли свой опыт в игре,
-(не) умеет поддерживать игру.
9.3 Конструктивная и графическая деятельность:
-умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков;
- навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
-навыки лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.);
-изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий,
-изображение фигур по наглядному образцу.
9.4 Отношение к занятиям:
-(не ) способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям,
-быстро истощаем, работает медленно и неравномерно,
-темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»;
-принимает ли помощь и какую: (словесную,практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую);
-как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход).
10. Личностные особенности и особенности эмоционально-волевой сферы:
-преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность),
-тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный,
-стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен,
-двигательно расторможен,
- испытывает страх перед возможностью неудачи,
-эмоционально пассивен, внушаем,
-эмоциональные реакции адекватны,
-наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу;
-общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам(а), по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность,
-наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
-наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя;
-активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми;
-застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.
застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;
-нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д.,
-умение подчиняться требованиям взрослых, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание .
Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики школьника
Общие сведения.ШИФРУЕМ (Вася, 9 лет 3 мес.)
Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
Учебная деятельность.
Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению). 4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления. 5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения). 6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).
Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома). 1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы. 2. Организованность и дисциплинированность в труде. 3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?