И развивающей функций процесса обучения
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости.
Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно:
- образованность как сформированность знаний, умений и навыков,
- воспитанность как сформированность личностных качеств
- развитость как сформированность психической сферы личности.
Процесс обучения призван осуществлять три функции —
— образовательную, — воспитательную, — развивающую.
Образовательная функция обучения.
Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки.
Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций, осуществление исследовательских работ. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с моделями и др.
Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками работы с учебниками, справочниками, навыками чтения и письма, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режима дня и др.
Воспитательная функция обучения.
Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию.
Воспитательная функция процесса обучения — формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру.
Воспитательная функция осуществляется и посредством специальной организации общений учителя с обучаемыми. Обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.
Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения определенную целенаправленность и общественную значимость.
Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, активности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения.
Без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их осуществлении.
Единство образовательной и воспитательной функций обучения проявляется и в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.
Развивающая функция обучения.
Обучение должно способствовать развитию личности. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие вилы деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.
В связи с этим в дидактике в 60-е г. появился спец. термин «развивающее обучение». Он предполагает что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию учащихся. Надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности. В работах, посвященных проблеме развивающего обучения (Л В Занков, Н.А.. Менчинская, Д Б Эльконин, В. В. Давыдов М А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения Л В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, обеспечить осознание учащимися своих учебных действий.
Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мышления. Как было указано выше, оно должно охватить все сферы личности. И поэтому современная дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения.
Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.
Относительность функций обучения и связи между ними.
Итак, современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.
Грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.
Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.
Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности учителей, особенно при планировании задач обучения на уроках.
Связи между образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения
Но все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации.
Две из них — образовательная и воспитательная — являются основой развивающей функции. А развивающая функция, в свою очередь, интенсифицирует образовательную и воспитательную функции обучения и т. д. Поэтому, к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая характер их единства.
Взаимосвязь трех основных функции обучения осуществляется на практике,
— во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся,
— во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере,
— в-третьих, путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения,
— в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.