Техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
Колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Высшая школа . вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения. Профессиональное: Послевузовское профессиональное, Высшее проф образование (Вузы), Среднее проф (техникумы), Начальное проф (ПТУ)
Характеризуется значительными изменениями:
- развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.
- Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%.(к 2001) Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.
- дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных
- на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.
- на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.
- реформирование внутренней структуры вузов характеризуется: появлением новых дипломов (по различным квалификациям); преподаванием новых дисциплин и создание новых факультетов; информатизацией, все более и более используемой для дистанционного обучения через Интернет; международным сотрудничеством; учреждения высшего образования получили широкие возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг;
Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. по содержанию - научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры (вооруж силы) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами: - в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,
- без отрыва от профессиональной деятельности (длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов)
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — составная часть системы образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями:
а) спецификой контингента: субъекты учебной деятельности — лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально свободные;
Б) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности — ориентация на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни;
в) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности — преимущественный акцент на основании нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и методов обучения.
Андрагогика— раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Была предложена андрагогическая модельорганизации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности. В последнее время все большей популярностью пользуются активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д.
Модернизация образования- масштабная акция гос-ва, осуществляемая при активном содействии общества. Должна привести к достижению нового качества рос. образования., кот определяется прежде всего его соответствием актуальным и персп-ым запросам современной жизни страны. Гос-во - главн. движ. сила изменений.