Психологические компоненты усвоения знаний
Н.Д. Левитов вводит понятие психологические компоненты усвоения, под которыми он понимает: взаимосвязанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых, обучение не достигает цели. Он выделяет 4 таких компонента:
1) положительное отношение учащихся к учению;
2) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом;
3) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;
4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.
Положительное отношение к учению является необходимым условием полноценного усвоения материала. Исследования психологов показали, что такое отношение помогают формировать следующие факторы:
- идейная, научная содержательность учебного материала, его связь с практикой;
- проблемный и эмоциональный характер изложения;
- организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает возможность переживать радость самостоятельных открытий;
- вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы.
Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.
Внимание учащихся является обязательным условием успешности учебной работы. В процессе обучения внимание совершенствуется, становится более произвольным, т.е. организованным, регулируемым, управляемым.
Причины невнимательности - отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения, усталость учеников.
Основные средства возбуждения внимания учащихся:
- динамичное ведение занятий с применением различных приемов;
- организация активности учащихся, живость изложения;
- переключение внимания с одного вида деятельности на другой;
- устранение отвлекающих раздражителей.
Другой формой выражения положительного отношения к учению является наличие учебных интересов. Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием глубоких и действенных чувств. Учебные интересы избирательны, лишь у младших школьников они могут принимать форму интересов к учению вообще.
Учебный интерес зависит:
- от ясности для ученика материала;
- как материал связан с внеучебной областью интересов;
- изложения материала учителем (понятно);
- от разнообразия методов обучения.
Также нельзя злоупотреблять занимательностью. Школьники не должны привыкать делать то, что им непосредственно интересно. Надо воспитывать косвенные и опосредованные интересы, которые связаны с глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности сведений.
Развитие познавательного интереса проходит три этапа:
1 этап – ситуативный познавательные интерес, возникающий в условиях новизны и неопределенности
2 этап – устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности
3 этап – включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Роль чувственного, наглядного материала, «живого созерцания» в усвоении учебного материала.
Велико значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюдения. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления.
С психологической точки зрения различают следующие виды наглядности:
- предметная - предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися (классные опыты, экскурсии);
- изобразительная – осуществляется с помощью изобразительных средств – рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин.
По характеру изобразительных средств выделяют собственно изобразительную наглядность (реалистическое изображение предметов и явлений) и символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы).
- Словесная – яркая, образная, живая речь учителя, вызывающая у ученика конкретные представления.
Это полезно знать:
1. При увеличении яркости фона возрастает острота зрения;
2. При уменьшении контраста между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается;
3. Величина букв не менее важна. Чтобы установит размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, классе, можно измерить длину данного помещения шагами и разделить это число шагов: женщине на 4, а мужчине на 3, т. е. буква в 1 см. будет видна на расстоянии 4 женских и 3 мужских шагов.
Психологи установили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу.
Распределение информации для лучшего запоминания:
28% | 33% |
16% | 23% |
Осмысливание, понимание учебного материала, включение его в определенную систему, установление локальных, внутрипредметных и межпредметных связей (по Ю.А. Самарину).
Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым.
Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.
Виды мышления:
а. практическое: наглядно-действенное и наглядно-образное;
б. теоретическое (или понятийное /абстрактное).
Оба вида мышления неразрывно слиты в единый процесс. В школьном возрасте происходит постепенное и неуклонное развитие и того и другого компонентов мышления, соотношение их изменяется в пользу абстрактного мышления. Высшей степенью развития мышления в школьном возрасте является теоретическое мышление – обобщенное, диалектическое, направленное на объяснение явлений, познание самых общих и отвлеченных закономерностей.
Полученная информация, переработанная мышлением, должна быть сохранена в памяти школьника, для того, чтобы в любой момент можно было извлечь необходимые сведения и применить их.
Учащиеся обладают различиями в способности запоминать информацию.
Типология учащихся по способности запоминания:
I. быстро запоминают и быстро забывают (ложное ощущение знания);
II. медленно запоминают и медленно забывают (много времени на заучивание, но долго помнят);
III. быстро запоминают и медленно забывают (самый лучший вариант);
IV. медленно запоминают и быстро забывают (происходит по причине инфекций мозга, родовые травмы, последствие наркозов и др.)
Индивидуальные различия могут быть очень существенные, поэтому время для заучивания должно быть также индивидуальным. Педагогу надо ориентироваться на детей со средними и низкими способностями, а с высокими – давать дополнительные задания.
Необходимо знать, что:
1. запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности (например, поиск смысловых ошибок в тексте; в иностранном языке поиск новых слов перед запоминанием текста)
2. учитель должен создавать соответствующую установку на запоминание:
- что нужно запомнить на время;
- что навсегда;
- что вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять;
- что запомнить дословно, а что – для передачи смысла своими словами.
Приемы мнемотехники:
- смысловая группировка материала;
- рациональное повторение, чередующееся с воспроизведением;
- составления плана;
- составление смысловых опорных пунктов.
Чем старше становится школьник, тем большую роль играет в его умственной деятельности смысловое запоминание. Механическое запоминание связано с установкой на точное, дословное запоминание и воспроизведение, что совершенно необходимо в отношении определений, формулировок и т.д.
Общее направление развития памяти в школьном возрасте заключается в том, что ученик постепенно овладевает своей мнемической функцией, которая становится произвольной, т.е. организованной, регулируемой, управляемой.