Возможность получения специального образования зависит от региона проживания ребёнка-инвалида
На протяжении всего времени существования отечественной системы специального образования прослеживается обстоятельство, принципиально отличающее нашу систему от западноевропейских. Различие это заключается в явной неравномерности распространения сети специальных школ на территории страны.
Первые российские специальные учебные заведения, как и во всём мире, открылись в столице, но далее процесс шёл особым образом. Специальные школы появлялись преимущественно в европейской части империи, где лидерство по этому показателю захватили Санкт-Петербург, Москва, Украина, земли Прибалтики, Царство Польское, а также регионы, заселённые немцами-колонистами.
Октябрьская революция изменила политическую карту страны: Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония обрели независимость, и часть некогда числившихся российскими специальных школ оказалась за пределами СССР. В Стране Советов сети специальных учебных заведений предстояло прирастать Сибирью, Дальним Востоком, республиками Закавказья и Средней Азии, однако упомянутые регионы, несмотря на указания высших партийных органов и приказы Наркомпроса, особого рвения по открытию специальных школ не проявляли. Право ребёнка-инвалида на школьное образование, по сути, зависело от места его проживания. Понять, сколь существенны были эти различия, позволит даже краткое знакомство с положением дел в Украинской ССР, Молдавской ССР и Узбекской ССР.
Ситуация в Украинской ССР
В 1925 г. правительство Украинской ССР все существующие в регионе заведения для детей-инвалидов преобразует в государственные учреждения, подчинив их Главсоцвосу Наркомпроса УССР. По данным ведомства, на тот момент физически, умственно и морально дефективные составляли 5% от детской популяции. Первая мировая, затем Гражданская войны привели экономику Украины к упадку, почти 10 лет население испытывало тяготы военного лихолетья, оккупации, частой смены верховной власти. По понятным причинам край, некогда давший жизнь немалому числу отечественных специальных школ, не смог их сохранить. Согласно статистике, в 1925 г. из 25 ООО официально учтённых глухих и слепых детей школу посещало менее 2000. В 1927 г. сеть специальных школ УССР включала всего 36 учебных заведений — 7 школ для глухих детей, 11 школ для слепых детей, 18 вспомогательных школ.
По мере того как советская власть на Украине крепла, республика благодаря сложившейся задолго до революции традиции обучения детей-инвалидов быстро вернулась к некогда достигнутым рубежам. Наркомпрос УССР усердно и добросовестно исполнял все указания и распоряжения ЦК ВКП(б) и СНК СССР, направленные на вовлечение во всеобуч детей с недостатками физического и умственного развития, благодаря чему всего через 3 года число учебных заведений для детей с нарушением слуха достигает 17 (7 школ и 10 школ- интернатов) с общим количеством учащихся 955 человек (1930). Несложные математические расчёты разочаровывают — за школьную парту село всего 17% от общего числа тех, кто нуждался в специальном обучении. Если же рассмотреть эти данные в контексте политической ситуации, состояния экономики республики, качества жизни её населения, то мы увидим, что правительство Советской Украины и исполнители на местах прилагали немалые усилия, чтобы обеспечить детям с нарушением слуха возможность получения школьного образования. Доказательство тому — последовательный рост численности учащихся: через 2 года общее число глухих учеников достигнет полутора тысяч (1932).
Следует упомянуть и украинский опыт интегрированного обучения, в трёх городах специальные классы для детей с нарушением слуха (на 10 учеников каждый) будут открыты при общеобразовательных школах. В 1937/38 учебном году сеть школ для глухих расширится до 49 учебных заведений (5281 ученик). Накануне Великой Отечественной войны система специального образования УССР включала 129 специальных школ, в том числе для глухих — 84, для слепых — 18, для умственно отсталых — 27 (суммарное число учащихся достигнет 14 тысяч человек). Кроме того, на Украине действовали 3 детских дома для глухих дошкольников (около 200 детей), 93 специальных учебных заведения для взрослых глухих (около 3 тысяч обучающихся) и 36 специальных учебных заведений для взрослых слепых (632 обучающихся).
Итак, традиция призрения и школьного обучения детей- инвалидов, заложенная на Украине задолго до революции 1917 г., не иссякла, несмотря на военные и политические потрясения, экономический спад, трагические последствия коллективизации, голод и демографический сбой, иные беды и невзгоды, пережитые населением Украины с 1914 по 1940 г. Если сравнивать цели и содержание образования, формы организации, источники финансирования, социальную принадлежность и профессиональную компетентность учителей, нетрудно обнаружить, что специальные школы Советской Украины имели мало общего с учебными заведениями дореволюционной поры. И всё же заложенная князем Владимиром I и Феодосием Печерским христианская традиция заботы об убогих вкупе с культовым отношением украинцев к слепым певцам-бандуристам, стараниями Екатерины Великой и её внука Александра I скрещённые с протестантской моделью деятельной благотворительности, впоследствии обогащённые филантропией купечества, подвижничеством педагогов-энтузиастов и приходских священников, образовали «полноводную реку», которая хотя и меняла своё русло, но не иссякала под влиянием перемен. Убедиться в силе традиции мы сможем, сравнив ситуацию в граничащей с Украиной Молдавии, не имевшей подобного исторического опыта попечения детей-инвалидов.
Ситуация в Молдавской ССР
Молдавская ССР, образованная незадолго до Великой Отечественной войны (2 августа 1940 г.), объединила шесть районов Молдавской АССР и шесть уездов Бессарабии. Вновь созданной советской республике, в которую влились уезды, ранее управлявшиеся правительством Королевства Румыния, предстояло реорганизовать школьную систему, а сеть специальных школ разворачивать с нуля. «На территориях Молдовы, входивших с состав Королевства Румыния, специальные школы не существовали. Первенцем уже в Советской Молдове окажется школа-интернат для глухих детей, её учредят в 1936 г. в городе Балта». Три сведущих автора нашли в истории региона одну-единственную специальную школу, правда умолчав о том, что город Балта официально числился молдавским недолго — с 1924 по 1940 г., до того и после он оставался украинским.
Территории, вошедшие в состав Молдавской ССР, не имели традиций школьного обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей. Правительство союзной республики не могло считать эту проблему первоочередной, население инициативы не проявляло, и упомянутая школа глухих получила «молдавскую прописку» ненадолго и исключительно в результате изменения административных границ с Украинской ССР.
Ситуация в Узбекской ССР
Для республик Средней Азии организация обучения детей с недостатками физического и умственного развития оказалась делом совсем новым. Ислам, который веками исповедовало коренное население, как мы знаем, имеет отличную от христианства традицию отношения к нищим, убогим и калекам. Царское правительство России не сочло нужным насаждать в Средней Азии христианские модели призрения глухонемых и слепых детей, а благотворительное Ведомство учреждений императрицы Марии не успело распространить свою заботу на этот край. Вот почему после установления в Средней Азии советской власти дело обучения детей с недостатками физического и умственного развития пришлось начинать с чистого листа. Успешнее соседей государственную задачу решали в Узбекской ССР, а потому ограничимся рассказом о достижениях этой республики на поприще организации школьного обучения детей-инвалидов.
Первая научная публикация об истории строительства сети учебных заведений на территории Узбекистана принадлежит С. Ш. Айтметовой. По данным автора, до установления в Средней Азии советской власти обучения детей-инвалидов в крае не велось. Правда, при некоторых медресе Бухары, Самарканда и Ташкента существовали приюты для слепых, где дети получали религиозное обучение, заучивая святые суры Корана.
Первой светской специальной школой на территории Узбекской ССР станет Ташкентское «убежище для слепых и глухонемых», открытое в 1920 г. стараниями учительницы Л. И. Новосёловой. Энтузиастке удастся собрать 11 слепых и 7 глухих детей. Через короткий промежуток времени убежище будет реорганизовано и получит официальный статус школы для дефективных детей (1921). Впрочем, ни индивидуальные усилия педагога-подвижника, ни включение инородного для среднеазиатского региона учебного заведения для слепых и глухих детей в школьную сеть столичного города Ташкента не повлияли на общую ситуацию.
Цосле окончательного установления в крае советской власти события развиваются по уже знакомой схеме, в 1925 г. образован Наркомат просвещения Узбекской ССР, которому руководство страны поручает организацию в республике всеобуча. Во исполнение решений ЦК ВКП(б) и правительства СССР Наркомпрос Узбекской ССР приступает к массовому открытию начальных школ, в общем числе учащихся по республике доля учеников классов I ступени достигает 75%! Акция невиданного масштаба среди почти поголовно неграмотного населения закономерно привела к тому, что организаторы всеобуча столкнулись с проблемой школьной неуспеваемости.
Не вдаваясь в изучение причин болезни, для её преодоления нашли простой способ: для стойко неуспевающих детей открыли специальные классы. Авторы «очевидного» решения не подозревали, что вступили на путь, пройденный и признанный тупиковым Пруссией и Саксонией пятьюдесятью годами раньше. Пруссия сумела обеспечить всеобуч благодаря созданию нового типа специального учебного заведения — вспомогательной школы.
Напрасно ждать плодотворного воспроизводства немецкой модели, рождённой в христианском протестантском королевстве, в Советском Узбекистане, чьё население следовало ценностям ислама. Сходство, обнаруживаемое при беглом знакомстве с ходом развития событий в Узбекистане и Пруссии, при более тщательном анализе оказывается иллюзорным. Через 3 года от начала кампании по введению всеобуча (1928) в Ташкенте при четырёх общеобразовательных школах из числа второгодников вынужденно комплектуется шесть групп в составе первых-вторых классов. По мнению С. Ш. Айтметовой, именно эти классы положили начало обучению умственно отсталых детей не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии. В Ташкенте, как некогда в немецких «добавочных» классах, обучение осуществлялось по стандартным программам, но срок их освоения увеличили вдвое. И вновь практика показала, что простое добавление времени на освоение образовательного стандарта не приносит желанного результата. Немцы на этом этапе признали эксперимент неудачным и, как мы помним, остановили его, а что в Ташкенте? Известно, что в 1929/30 учебному году в упомянутых классах училось 50 детей. В том же 1929 г. столичную школу для дефективных детей разделят на три самостоятельных специальных учреждения — для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. Одновременно для слепых детей в Бухаре учредят инвалидный дом. К 1936 г. число вспомогательных школ достигнет в республике 6, общее же количество учащихся в них — 700 человек. Едва ли созданная сеть отвечала потребностям региона с более чем пятимиллионным населением, но и её вскоре решат упразднить. Полагаем, постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» руководством системой образования в республике было воспринято с пониманием и одобрением. Острой необходимости в организации обучения умственно отсталых детей грамоте и ремеслу, очевидной в Германии конца XIX в. и специалистам, и обществу, и церкви, и правительству, жители Средней Азии, включая и тех, кто состоял в комсомоле и ВКП(б), не чувствовали. Европейская образовательная модель, сама попытка признать внешне здорового ребёнка дефективным не могла не вызывать у местного населения отторжения.
Мотивы, по которым центральное партийное руководство страны приняло постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», а чиновничество из Наркомпроса Узбекской ССР рьяно приступило к его исполнению, различны, а убеждённость в ненужности вспомогательных школ едина. Население к действиям власти отнеслось равнодушно, ибо потребности в подобном учебном заведении не испытывало. Защитником вспомогательной школы мог стать исключительно приверженец иных культурных ценностей, жизнь в очередной раз подтвердила известное нам правило. В 1936 г. Наркомпрос Узбекской ССР издаст приказ о немедленном закрытии всех вспомогательных школ, но реализовать собственное решение полностью не сумеет! Завуч ташкентской специальной школы № 66 К. В. Климова не согласится с высоким решением, более того, вступит в полемику с наркомпросовским начальством и, как это ни удивительно, сумеет отстоять родное учебное заведение. Благодаря самоотверженности и личному мужеству одного человека — педагога К. В. Климовой ташкентскую вспомогательную школу удастся сохранить, на момент описываемых событий в ней обучалось 224 ученика.
Несколько забегая вперёд, сообщим, что за последующие 50 лет государственная политика в сфере образования детей- инвалидов претерпит позитивные изменения, сеть специальных учебных заведений — в первую очередь за счёт открытия всё новых и новых вспомогательных школ — станет неуклонно расширяться. Затронут упомянутые перемены и Узбекистан, к 1985/86 учебному году республика будет располагать уже 44 вспомогательными школами. Тем не менее, и через полвека чужеродность навязанной образовательной модели ценностям ислама и узбекской культуры будет ощущаться со всей очевидностью. Относительно 1936 г. показатель охвата умственно отсталых детей школьным образованием возрастёт в Узбекской ССР в сотни раз (13 тысяч учащихся), но изначальный разрыв не сократится. В РСФСР специальное обучение получало 3% детей школьного возраста, среднестатистический показатель по СССР равнялся 1,5%. В Узбекской ССР он не достиг 0,3%! Есть основания утверждать, что вплоть до распада Советского Союза вспомогательная школа оставалась в Узбекистане институтом искусственным, скорее навязываемым центральным правительством, чем востребованным коренным населением.
Обучение же слепых, начатое в ряде городов Узбекистана муфтиями отдельных медресе задолго до установления советской власти, духу Корана и культурным установкам народа не противоречило, вследствие чего его судьба в Узбекской ССР складывалась много успешнее. Если в момент своего учреждения (1921) первая специальная школа Ташкента насчитывала всего 11 слепых учеников, то в 1933/34 учебном году их число достигло 70, а в 1938/39 учебном году — 220 человек. Конечно, долгое время республика не располагала ни тифлопедагогическими кадрами, ни полиграфической базой для издания учебно-методической продукции на узбекском языке, а потому обучение велось на русском языке. Но уже в 1930/31 учебном году ташкентская школа набирает в 1 класс слепых детей, чьё обучение пойдёт на узбекском языке.
Стоит обратить внимание на непростую судьбу учреждения-пионера, долгое время ему не удавалось обрести постоянную прописку. Как мы успели убедиться, в РСФСР специальные школы нередко снимались с насиженных мест из-за того, что занимаемые ими удобные здания, некогда построенные меценатами, передавались под размещение военных или советских организаций. В Узбекистане переселение детей-инвалидов происходило с ещё большей лёгкостью, достаточно вспомнить историю школы для глухих детей. Правительственные учреждения, Наркомпрос Узбекской ССР в том числе, в 1931 г. из Самарканда переводят в Ташкент. Административных зданий не хватало, и школу глухих передислоцировали в Бухару. Волюнтаристское решение Наркомпроса едва не привело учреждение к краху, часть учителей отказались переезжать, из-за нежелания родителей отдавать детей в интернат число учеников сократилось со 120 до 35, а потому в 1933 г. школу вернули в столицу. Теперь ей предложили занять неприспособленное помещение в пригороде Ташкента (посёлок Луначарский). Спустя год построят новое здание, благодаря чему добавится число учебных мест, а наркомпросовские отчёты отметят рост охвата глухих всеобучем. Оценивать качество обучения детей с нарушением слуха по бюрократическим реляциям бессмысленно, так как вплоть до конца 1930-х гг. республика не имела квалифицированных сурдопедагогов, многие из тех, кто вставал к учительскому столу, не получили даже среднего образования. Целенаправленная подготовка сурдопедагогов начнется в Узбекистане с 1939 г.
В Туркменской ССР первая школа для детей с нарушением слуха появится только в 1955 г.
Завершая краткий рассказ об истории строительства системы специального образования и её состоянии в отдельных республиках СССР накануне Великой Отечественной войны, признаем, что за исключением Украины практика специального образования складывалась мучительно трудно. Накануне Великой Отечественной войны подавляющее большинство союзных республик только вышли на этап создания региональной системы. Школы-первенцы зачастую открывались вдали от крупных городов (культурных центров), местное население не только не было заинтересовано в создании специальных учреждений, но и не имело ни малейшего представления о том, зачем они нужны. Работники школ для глухих, слепых, умственно отсталых детей, включая педагогов, не просто не обладали специальными знаниями, но зачастую не имели педагогического образования.
В Украинской ССР постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» привело к повышению внимания Наркомпроса, советских и партийных органов к специальной школе, что стимулировало расширение сети и повышение уровня профессиональной подготовки педагогов, в остальных регионах страны последствия постановления были обратными.
Традиция школьного обучения в подавляющем большинстве союзных республик не сформировалась, партийное и советское руководство республиканского и местного уровней, а наравне с ним и коренное население интереса к специальному образованию не проявляли. Жизнь немногочисленных специальных учебных заведений едва теплилась.
Итак, роль постановления ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в судьбе советской специальной школы оказалась неоднозначной. Выход документа не только не прервал, но даже помог делу строительства системы специального образования глухих и слепых детей, в то время как существование вспомогательной школы оказалось под угрозой — значительная часть этих учебных заведений была ликвидирована либо перепрофилирована, в ряде случаев по праву, так как школы, именовавшиеся специальными, по существу таковыми не являлись.
С 1936/37 учебного года Наркомпрос РСФСР уделяет особое внимание работе вспомогательной школы — она становится семилетней, получает собственный учебный план и программу, подвергается тщательному пересмотру состав учащихся, меняются правила и процедура комплектования, устанавливается предельная наполняемость класса, ужесточаются требования к квалификации педагогического состава и организации учебного режима. В предвоенном 1940/41 учебном году вспомогательная школа переживала пору коренной реорганизации. Бессмысленно рассуждать, в каком направлении могли бы развиваться события, мирная жизнь страны была прервана войной.