Восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), «стихийный диалектик», ученый-гуманист. | Тадбири Манзел, Толкование снов, Канон врачебной науки, О птице, Книга о музыке и музыкальном образовании и др. | Расширилсодержание образования, добавив к «семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновалидею всеобщего обучения для всех детей. Рекомендовалприменять методы беседы в обучении, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал,что все виды учебных занятий надо проводить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступалза общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметьрелигиозные убеждения, быть честным, мудрым и справедливым. Говоритьс ребенком ясным, доступным языком. Осуждалбезделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделялбольшое внимание нравственному воспитанию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложилобщие основы семейного воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец, который может применять и физические меры воздействия. Рекомендовалсоблюдение режима, умеренное питание, нормальный сон, закаливание. Высоко ценилроль музыки в эмоциональном воздействии на чувства ребенка. |
Мыслители | Основные | Педагогические взгляды |
труды | ||
БЕ (И)РУНИ | Свыше | В трудах Великого Хорезмца много оригинальных |
АБУ-РЕ(А)Й- | 150 работ по | мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен- |
ХАН (973- | физике, | ности и т. п. |
1048), | философии, | Монументальный труд Канон Масуда — книга для по- |
ученый- | астрономии | томков, в которой большое значение уделялось нрав- |
гуманист. | и т.д. Хроно- | ственному воспитанию и труду. |
логия, Наука | Беруни отстаивалидею независимости научных ис- | |
о звездах | следований от религиозных верований и советовал | |
(первый в | сообщать учащимся только достоверные научные | |
Средней | сведения. | |
Азии учеб- | В основе формирования личности лежит труд, «ибо | |
ник), Канон | желание достигается приложением труда». | |
Масуда | ||
(11 книг). | ||
РУДАКИ | Калима и | Богатство человека — его ум и совершенные им доб- |
АБУЛХАСАН | Димна, | рые дела. Калима и Димна содержала программу |
384-954), | Афоризмы, | нравственного совершенствования. «Учащиеся... с |
основопо- | поговорки, | радостью изучали ее и запоминали ее легко». |
ложник | пословицы. | Молодое поколение должно овладеть знаниями, т. |
таджикской | к. нет сокровища дороже образования. | |
классичес- | Полагал, что социальные беды общества можно ус- | |
сой литера- | транить путем воспитания и усовершенствования | |
туры, поэт. | разума. | |
НОСИРИ | Книга о | Разделы Книги просветления — «Познание самого |
ХИСРАВА | просветле- | себя», «Качества похвальные и непохвальные» — |
1004- | нии, Книга о | представляют программу самовоспитания. |
1088), | счастии. | Предостерегалот семи бед: надменности, хитрос- |
поэт, | ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти | |
писатель, | и похоти. | |
философ, | Прославлял:скромность, честность, воздержание, | |
защищал | довольство малым, простоту, щедрость и доброту. | |
интересы | Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза- | |
грудящихся | ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто- | |
масс. | янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд- | |
рости, если ты ищешь радости». | ||
Призывалмолодежь посвятить свою жизнь служе- | ||
нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра- | ||
да», «Отцу и матери всегда служи оградой». | ||
Много писал о дружбе и товариществе. | ||
Нашел в себе смелость вступить в спор с религи- | ||
ей,упрекая Бога в несовершенстве созданных им | ||
людей. | ||
СААДИ-МУС- | Бустон, | Ратовалза воспитание в труде, любви и уважении к |
ЛИХИД- | Гулистан. | трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя |
и других. Не будь прихлебателем трапез чужих». |
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
(1184-1291), восточный мудрец, поэт, философ-гуманист. | Призывалродителей независимо от благосостояния обучать сына ремеслу. Советовалвоспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей». Советовалне баловать детей, а воспитывать их требовательно и справедливо. Отдавалприоритет поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступалза развитие светских знаний и использование их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громогласный, а внутри пустой». Создалсвоеобразный кодекс нравственных добродетелей. В Гулистане есть раздел «О правилах общения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь вежлив, выдержан, соблюдай правила приличия. Высоко оценивал роль учителя:учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью. |
Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представители демократических идей средневековой восточной педагогики.
КЕЙ-КОВУС УНСУРАЛЬ (?-1021), яркий представитель арис-тократичес-кого направления в мусульманской средневековой педагогике.
Кабус Наме
Трактат Кабус Наме — книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье. Автор предупреждалвоспитанников, что Бог создал людей не равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подлежит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность». Решающее значение в формировании личности имеет наследственность.Поэтому для детей знати нет лучшего наследства, чем воспитание,а для сыновей простого народа — ремесло. Аристократическая молодежь должна овладеть искусством красноречия. Из всех способностей лучший — дар речи». Полезно быть многознающим, но малоговорящим. Ярый сторонник физического воспитания(«семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о нравственности,не выступал за патриотизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и родина».
36
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
Религиозныеубеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод. Советует сыну избегать любви,предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует строить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании отца и матери,о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариата, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и долголетие. Допускает телесные наказания в семье, но рекомендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель. |
ВИЗАНТИЯ