Восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании

Мыслители Основные труды Педагогические взгляды
ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), «стихийный диалектик», ученый-гуманист. Тадбири Манзел, Толкование снов, Канон врачебной науки, О птице, Книга о музыке и музыкаль­ном образо­вании и др. Расширилсодержание образования, добавив к «семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновалидею всеобщего обучения для всех детей. Рекомендовалприменять методы беседы в обуче­нии, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал,что все виды учебных занятий надо прово­дить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступалза общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметьрелигиозные убеждения, быть честным, мудрым и справедливым. Говоритьс ребенком ясным, доступным языком. Осуждалбезделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделялбольшое внимание нравственному воспита­нию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложилобщие основы семейного воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец, который может при­менять и физические меры воздействия. Рекомендовалсоблюдение режима, умеренное пи­тание, нормальный сон, закаливание. Высоко ценилроль музыки в эмоциональном воз­действии на чувства ребенка.

Мыслители Основные Педагогические взгляды
  труды  
БЕ (И)РУНИ Свыше В трудах Великого Хорезмца много оригинальных
АБУ-РЕ(А)Й- 150 работ по мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен-
ХАН (973- физике, ности и т. п.
1048), философии, Монументальный труд Канон Масуда — книга для по-
ученый- астрономии томков, в которой большое значение уделялось нрав-
гуманист. и т.д. Хроно- ственному воспитанию и труду.
  логия, Наука Беруни отстаивалидею независимости научных ис-
  о звездах следований от религиозных верований и советовал
  (первый в сообщать учащимся только достоверные научные
  Средней сведения.
  Азии учеб- В основе формирования личности лежит труд, «ибо
  ник), Канон желание достигается приложением труда».
  Масуда  
  (11 книг).  
РУДАКИ Калима и Богатство человека — его ум и совершенные им доб-
АБУЛХАСАН Димна, рые дела. Калима и Димна содержала программу
384-954), Афоризмы, нравственного совершенствования. «Учащиеся... с
основопо- поговорки, радостью изучали ее и запоминали ее легко».
ложник пословицы. Молодое поколение должно овладеть знаниями, т.
таджикской   к. нет сокровища дороже образования.
классичес-   Полагал, что социальные беды общества можно ус-
сой литера-   транить путем воспитания и усовершенствования
туры, поэт.   разума.
НОСИРИ Книга о Разделы Книги просветления — «Познание самого
ХИСРАВА просветле- себя», «Качества похвальные и непохвальные» —
1004- нии, Книга о представляют программу самовоспитания.
1088), счастии. Предостерегалот семи бед: надменности, хитрос-
поэт,   ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти
писатель,   и похоти.
философ,   Прославлял:скромность, честность, воздержание,
защищал   довольство малым, простоту, щедрость и доброту.
интересы   Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза-
грудящихся   ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто-
масс.   янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд-
    рости, если ты ищешь радости».
    Призывалмолодежь посвятить свою жизнь служе-
    нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра-
    да», «Отцу и матери всегда служи оградой».
    Много писал о дружбе и товариществе.
    Нашел в себе смелость вступить в спор с религи-
    ей,упрекая Бога в несовершенстве созданных им
    людей.
СААДИ-МУС- Бустон, Ратовалза воспитание в труде, любви и уважении к
ЛИХИД- Гулистан. трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя
    и других. Не будь прихлебателем трапез чужих».

восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru Мыслители Основные труды Педагогические взгляды
(1184-1291), восточный мудрец, поэт, философ-гуманист.   Призывалродителей независимо от благосостоя­ния обучать сына ремеслу. Советовалвоспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей». Советовалне баловать детей, а воспитывать их тре­бовательно и справедливо. Отдавалприоритет поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступалза развитие светских знаний и использо­вание их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громог­ласный, а внутри пустой». Создалсвоеобразный кодекс нравственных добро­детелей. В Гулистане есть раздел «О правилах об­щения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь веж­лив, выдержан, соблюдай правила приличия. Высоко оценивал роль учителя:учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью.

восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представите­ли демократических идей средневековой восточной педагогики.

восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru КЕЙ-КОВУС УНСУРАЛЬ (?-1021), яркий представи­тель арис-тократичес-кого на­правления в мусульман­ской сред­невековой педагогике.

Кабус Наме

Трактат Кабус Наме — книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье. Автор предупреждалвоспитанников, что Бог создал людей не равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подле­жит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность». Решающее значение в формировании личности име­ет наследственность.Поэтому для детей знати нет лучшего наследства, чем воспитание,а для сы­новей простого народа — ремесло. Аристократичес­кая молодежь должна овладеть искусством красно­речия. Из всех способностей лучший — дар речи». Полезно быть многознающим, но малоговорящим. Ярый сторонник физического воспитания(«семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о нравственности,не выступал за патрио­тизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и ро­дина».

восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru 36


восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru восточные мыслители-энциклопедисты раннего средневековья о воспитании - student2.ru Мыслители Основные труды Педагогические взгляды
    Религиозныеубеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод. Советует сыну избегать любви,предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует стро­ить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании отца и ма­тери,о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариа­та, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и дол­голетие. Допускает телесные наказания в семье, но реко­мендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель.

ВИЗАНТИЯ

Наши рекомендации