II. Обоснование необходимости развития кадрового потенциала молодежной политики
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москва 2008
I. Введение
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, четко сформулирована цель государственной молодежной политики, которая заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использовании потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны.
На эту цель указывает и Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерацииот 18 декабря 2006 года № 1760-р (далее ? Стратегия ГМП). Сегодня важнейшим условием реализации Стратегии ГМП и государственных программ является образовательный потенциал специалиста, занятого в сфере воспитательной работы и молодежной политики, уровень его управленческой, психологической, педагогической и проектной компетентности, личностные качества и ценностные основания.
На протяжении последних десяти лет велась работа по созданию системы развития кадрового потенциала молодежной политики.
Специальные программы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью были включены в состав федеральных целевых программ «Молодежь России» (1994-1997 гг., 1998-2000 гг., 2001-2005 гг.).
На заседании Правительственной комиссии по делам молодежи в декабре 2001 года был рассмотрен вопрос «О кадровом обеспечении государственной молодежной политики в современных условиях».
По итогам рассмотрения данного вопроса Правительственная комиссия по делам молодежи рекомендовала федеральным органам исполнительной власти, имеющим структурные подразделения и учреждения, занимающиеся вопросами молодежной политики, провести анализ кадрового обеспечения этой деятельности и проработать вопрос о введении в штатное расписание должностей специалистов сферы государственной молодежной политики, а органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации развивать систему региональных (межведомственных) учебно-методических центров переподготовки и повышения квалификации работников сферы государственной молодежной политики.
Вместе с тем, до настоящего времени не создана эффективная система развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.
Это обстоятельство обусловливает необходимость разработки новых методологических и технологических основ проектирования и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В этих целях разработана данная Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (далее ? Концепция).
Концепция определяет принципиально новый подход к развитию кадрового потенциала молодежной политики, цель, принципы, приоритетные направления, основные понятия и механизмы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы молодежной политики.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Федеральной целевой программы развития образования, законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Стратегии ГМП, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года), Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
II. Обоснование необходимости развития кадрового потенциала молодежной политики
Формирование кадрового потенциала является в настоящее время одной из ключевых задач государственной молодежной политики.
Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.
Во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи, численность сотрудников которых достигает более 2000 человек. При органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7000 центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек, которые нуждаются в профессиональной переподготовке.
Реализация государственной молодежной политики требует от кадров, работающих с молодежью, глубокого понимания ее целей и задач, приоритетов в молодежной среде, умений реализовывать предусмотренные в ней проекты, разрабатывать и внедрять современные технологии, находить вариативные подходы, оптимальные и нестандартные решения. По существу, от профессиональной готовности кадров в значительной степени зависит дальнейшее развитие молодого поколения. В современных условиях подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для отрасли молодежной политики становится действенным инструментом реализации молодежной политики в целом.
В настоящее время в Российской Федерации более 100 образовательных учреждений готовят кадры для работы с молодежью (прежде всего, это вузы, реализующие государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Организация работы с молодежью»). Объектом их деятельности являются: государственные и муниципальные служащие; сотрудники учреждений и организаций, социальных служб для молодежи; работники учреждений негосударственного сектора; активисты молодежных общественных объединений. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации ведется в рамках целого ряда специальностей и направлений подготовки («Менеджмент», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Управление и экономика на предприятиях», «Управление персоналом»). Однако учебные планы этих специальностей, как правило, не предусматривают специализаций по проблемам молодежи и реализации государственной молодежной политики.
Сформирован необходимый преподавательский состав, ведутся научные исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации по молодежной проблематике.
В то же время, опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют о том, что не хватает профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи.
Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.
Таким образом, кадровый ресурс молодежной политики недостаточен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.
В настоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления государственной молодежной политики. Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах, так как очевидно, что недостаточный профессионализм и функциональная несостоятельность кадрового состава неизбежно становятся причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде.
В связи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики.
Решение проблем реализации государственной молодежной политики в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики предполагает:
- формирование в общественном сознании представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;
- подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая изучение вопросов организации работы с молодежью;
- подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи;
- объединение интеллектуальных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и неправительственных организаций) для решения задач кадрового обеспечения государственной молодежной политики.