Уроки литературы в старших классах.
В основе концепции изучения литературы в старших классах лежит постепенное углубление связи между произведением, его интерпретацией, анализом, усвоенным историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Особого внимания требует процесс общения со статьей. Из видов искусства их интересует музыка, кино, а потом театр и живопись. Современные программы, построенные на концентрической основе ставит перед учителем много вопросов: в каком направлении вести поиски форм в изучении форм произведения, как привить любовь к художественному слову, как реализовать идею сотворчества, парадигму развития обучения, гуманизацию образования. Обучение в 9, 10, 11 классе очень отличается. 9 класс - период интенсивного накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания, формы произведения формируют понимание общей концепции сознания. Активизируются возможности теоретико-литературных понятий, совершенствуются приветственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концепциального подхода в изучении художественного текста. 10 класс – связи между восприятием произведения, его интерпретации, анализа, системы литературных знаний должны углубляться, должны увеличиваться варианты анализа, эстетических основ произведения, специфики творчества писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию знаний по истории и теории литературы в их сознательном отношении в выборе вариантов анализа. 11 класс – на всех этапах изучения конкретного произведения особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание и замысел автора к его концепции времени и человека, воплощение этой концепции в системе образов и структуре произведения. Можно разнообразить формы учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание письменных работ, начиная от ответов на вопросы, изложений, сочинений, отзывов, рецензий, докладов и другого рода творческих работ. Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся. Изучение произведений словесного искусства на занятиях по литературе - при всей ограниченности анализа в условиях школьного учебного процесса по сравнению с анализом литературоведческим - должно быть строго научным, опирающимся на устоявшиеся, проверенные оценки литературных явлений и на лучшие достижения современной литературоведческой науки. В основе концептуального изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость. Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками.
Составить и обосновать план одного урока по изучению какого-либо произведения М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова в одном из средних классов.
Екзаменаційний білет № 22