Ознакомление с окружающим. 7 страница
Действия с предметами. «Матрешки»
Задачи.Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материалы.Расписная матрешка высотой 8-10 см, вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная (на каждого ребенка).
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагает каждому взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив границы ее рук и фартучка. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют действия с первой: дети собирают вторую матрешку, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Тем, кому трудно выполнить задание самостоятельно, взрослый помогает. А далее обращает внимание на самую маленькую матрешку и предлагает ее раскрыть. Попытки детей сделать это показывают, что она целая и не раскрывается.
В конце занятия все три матрешки ставятся на середину стола и дети любуются ими.
Варианты проведения занятия.Аналогично можно провести занятие и с трехместными расписными бочатами высотой 6—8 см.
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щелкает орешки'.
Достает куклу мальчика и палку-лошадку. Обращается к детям:
— Вот Ваня, вот лошадка. Покажите, где у лошадки грива? Где
хвостик? Где ушки? Где глазки?
— Ваня катается на лошадке. Говорит ей: «Но-но». А лошадка
отвечает: «И-го-го». Сейчас мы все как будто поедем на лошадке.
Скажем: «Но-но!». А как лошадки отвечают? «И-го-го, и-го-го!»
(Вместе с детьми.)
— А совсем маленькие лошадки подают голос: «и-и-и» (вместе
с детьми). — Дети свободно перемещаются по группе, произнося
звукоподражания.
Воспитатель усаживает детей на стульчики и повторно читает потешку, вовлекая детей в чтение. (Изображает езду на палочке и разбивание орехов. Условные действия повторить 2— 3 раза.)
Далее педагог дает наиболее активному ребенку игрушку Ваню ипредлагает рассказать про Ваню.
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.
Другие дети привлекаются по желанию.
Завершается занятие игрой. Дети вместе с воспитателем передвигаются по комнате, изображают езду на лошадке. Произносят: «но-но», «и-го-го». Воспитатель предлагает отдельным детям взять в руки лошадку-палочку и поскакать на ней.
Речь. «Чики-чики-чикалочки»
Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражания, слова потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Кукла мальчик, палочка-лошадка.
Содержание занятия.Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им потешку:
Лепка. «Посадил дед репку»
Задачи.Вызвать у детей интерес к действиям уже знакомых персонажей из русской народной сказки «Репка». Учить лепить из пластилина круглую форму, раскатывая комок пластилина круговыми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами. Развивать координацию движений рук.
Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 2
' Заказ 544
Материалы. Пластилин, клееночки, салфетки для вытирания рук, кукольные персонажи из сказки «Репка»; вылепленная заранее воспитателем большая репка, корзиночка.
Предварительная работа. Рассказывание детям сказки «Репка» с показом кукольных персонажей; занятия по лепке, на которых дети учились способу раскатывания в ладонях круглых форм.
Содержание занятия. Дети сидят полукругом так, чтобы видеть действия с персонажами русской народной сказки «Репка».
— Дети, давайте вспомним сказку про репку, я вам помогу.
«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая, — гово
рит воспитатель и показывает вылепленную заранее репку. — Стал
дед репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед
бабку: тянут-потянут, вытянуть не могут...»
Затем согласно тексту сказки следует появление других персонажей. Особое внимание воспитатель уделяет интонации голоса: «Дед тянет-потянет, вытянуть не может» (усиливает интонацию). «Кого дед позвал на помощь?» — спрашивает воспитатель детей (они отвечают). Когда дети вспомнили всех персонажей, воспитатель восклицает: «Тянут-потянут, вытянули репку! Вот так все вместе дружно вытянули большую репку».
— А в огороде у деда с бабой росло еще много репок. Давайте,
мы их слепим из пластилина, — воспитатель предлагает детям
сесть за столы, на которых лежат клееночки, взять комочки плас
тилина желтого цвета.
«Ребята, будем лепить репку желтую да крепкую. Ваши ладошки и пальчики все умеют делать. Возьмите комочек, положите его на одну ладошку, а другой — накройте и начинайте делать вот так», — показывает приемы раскатывания, сопровождая словами: «Расти-расти, репка, желтая да крепкая; расти-расти, репка, желтая да крепкая».
Просит детей в процессе лепки вместе с ним повторять эти слова. После того как ребенок скатает шарик (репку), воспитатель показывает, как надо вытянуть из комочка «хвостик». По желанию ребенок может слепить из пластилина 2-3 репки. «Вот как много у деда выросло репок в огороде! — эмоционально восклицает воспитатель. — Дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка и мышка очень рады, что у них есть большая репка и много маленьких. Все репки собрали, и теперь надо положить их в эту корзинку». Он предлагает детям принести вылепленные ими репки. «Вот какой мы собрали урожай», — завершает занятие воспитатель.
Вечером, после занятия детям можно предложить вспомнить сказку и проиграть ее с персонажами, например, настольного театра.
Организация детской игры
В игре поощряется использование образных игрушек, изображающих людей: мальчик Андрюша и девочка Маша. Они остаются в группе, с ними проигрываются уже знакомые сюжеты «гости», «угощаем кукол». Воспитатель подчеркивает особенности «характера» и «социальных ролей» кукол — мальчика и девочки; мальчик чинит машину, ездит на ней, девочка варит обед, угощает мальчика и гостей. Воспитатель следует за замыслом детей, не диктуя" им, что делать, а только создавая предметную ситуацию, подбирая игрушки, иногда наводящими вопросами стимулируя игру детей, возникновение у них тех или иных ассоциаций, желания отразить те или иные знакомые действия. Так же педагог организует взаимодействие детей в игре, создавая условия, способствующие этому взаимодействию: дает одинаковые или сходные игрушки, с которыми можно играть, подражая друг другу, и не мешая друг другу, и не опасаясь, что привлекательную игрушку могут отобрать. Это способствует передаче игрового опыта от ребенка к ребенку, развитию первых игр «рядом», не общаясь. Педагог дает детям действовать самостоятельно и приходит на помощь только по мере необходимости. Большинство детей этого возраста предпочитает играть не со сверстниками, а с игрушкой. Не следует насильно навязывать им общество других детей, достаточно, что такой ребенок способен занять себя игрой с игрушками, сосредоточиться на действиях с ними, т.е. организовать собственное поведение. Ребенок доволен, спокоен, занят и пока еще не готов к вмешательству других людей в свой игровой мир.
~* 99
На первом плане у детей 2-3 лет еще не сюжет игры и даже не персонаж, а действие, которое можно с ним осуществлять: класть спать, кормить, лечить и т.д. Воспитатель предлагает разные игрушки, с которыми можно осуществлять эти действия: мишку, куклу, зайку и матрешку можно укладывать, баюкать, угощать, и помогает объединить эти действия в сюжетную игровую цепочку: куколка поела, погуляла, потанцевала, устала, легла спать и т.п. После 2,5 лет легко образуются подобные цепочки с несколькими участниками, они могут объединяться уже в связный сюжет. В 2 года большинство детей легко использует в игре не только предметы-заместители, но и воображаемые предметы. Нужно обеспечить их игровым материалом, который может быть наделен игровым значением и использован в разных играх: шарики, палочки, комки ваты и бумаги, листы бумаги, тряпочки и т.д. Следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, предлагая ему игровые действия разной степени сложности.
ОКТЯБРЬ. 8 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.Продолжится формирование у детей базового доверия к окружающему миру, добрых чувств по отношению к взрослым и детям, эмоционально-положительного отношения к детскому саду. На занятиях, включаясь в занимательные игровые ситуации, дети будут накапливать опыт практических действий с предметами, овладевать первыми способами рисования и лепки, учиться соотносить слово и выразительное движение, подражать речи взрослых. На этой неделе будет организовано наблюдение за птичками в уголке природы, дети также услышат стихотворение и музыкальную пьесу про птичку, споют про нее песенку, изобразят птичек на физкультурном занятии. Будут также учиться ходить и бегать по всему залу, не мешая друг другу; катать мячи.
Организация наблюдений. «Птички в уголке природы»
Задачи.Пополнить знания детей о живой природе, в частности, о жизни птиц. Обратить внимание на особенности птиц: имеют крылья, поэтому могут летать; имеют лапки с коготками, поэтому могут прыгать и ходить по дорожкам, а также сидеть на деревьях, держась коготками за веточки. Птички поют, чирикают и клюют зернышки.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ птички (А. Барто «Птичка»).
Содержание наблюдения.Педагог вносит в группу клетку с декоративными птичками (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Ставит клетку на детский столик, предлагает малышам встать вокруг стола (расстояние клетки от детей не менее 50 см).
Педагог поясняет: птички пугаются, если подойти близко кклетке. Далее детям дается возможность в течение 1,5—2 минут смотреть на птиц, наблюдать их повадки. Можно предложить детям пройти вокруг клетки, чтобы увидеть птичек с разных сторон.
Далее воспитатель обращает внимание на внешние особенности птиц: на крылья, покрытые перышками, на цепкие лапки и клюв. У каждой птички есть глазки. Обращает внимание на цвет перы-
шек у птичек. «Мы видели с вами птичек на участке, когда гуляли, — говорит воспитатель. — «Эти птички не могут жить на улице, потому что они боятся холода. Мы будем их кормить зернышками и поить водичкой».
В присутствии детей взрослый насыпает корм в кормушку, наливает воду в поилку. Клетка с птицами помещается в природный уголок, а дети наблюдают, как птицы пьют воду, клюют корм, летают в клетке и т.п. В конце занятия педагог читает стихотворение А. Барто «Птичка»:
Села птичка на окошко, Посиди у нас немножко, Посиди, не улетай, Улетела птичка... Аи!1
При повторе стихотворения дети вместе с воспитателем повторяют: «аи» и выражают жестами свое сожаление.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Создавать условия для закрепления у детей навыка самостоятельности при приеме пищи, подготовке к дневному сну, прогулке, при выполнении элементарных правил личной гигиены. Закреплять навыки гигиены в тематических играх, сочетая игровые приемы с наглядными методами и объяснениями.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Дети в детском саду» 2. Физкультура. № 15—16 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение «Угадайки». Пение и под-певание песни «Машенька-Маша». Упражнение на различение динамических оттенков: «Тихо—громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского). Игра «Ой, что за народ?» (мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч») 2. Конструирование. «Дома на Машиной улице» |
Среда | 1. Рисование. «Веселые Петрушки» 2. Действия с предметами. «Волшебный фонарик» |
Четверг | 1. Речь. «Живет в норке, грызет корки» 2. Физкультура. № 15—16 |
Днинедели | Занятия |
Пятница | 1.Музыка. Слушание: повторение песни «Птичка» (украинская народная мелодия, ел. И. Плакиды). Рассказ про птиц, иллюстрируемый музыкой («Полет птиц», муз. Н.А. Римского-Корсакова). Повторение упражнения «Тихо—громко» и игры «Ой, что за народ?» 2. Лепка. «Испечем баранки, калачи» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Дети в детском саду»
Задачи.Воспитывать доверительное отношение к детскому саду. Приучать детей к прослушиванию прозаических произведений, описывающих знакомый сюжет, имевший место в опыте ребенка. Провести аналогии между реальным опытом ребенка и отражением его в художественном слове. Развивать память, побуждать «подговаривать» за взрослым поэтические строки, образно двигаться.
Содержаниезанятия. Педагог говорит, что хочет прочитать ребятам про детей, которые тоже, как и они, ходят в детский сад.
Спрашивает: «Нравится вам детский сад? Здесь много деток, игрушек, весело. Все наши ребятки хорошие, дружные». И продолжает, читая отрывок из стихотворения 3. Александровой «Катя в яслях»:
...Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топочут, Весело хохочут.1
Затем воспитатель организует игру в мячики. Дети прыгают на двух ногах: «Вот какие мячики у меня! Какой же мячик выше прыгает, лучше скачет? — спрашивает педагог, обращаясь то к одному, то к другому ребенку, беря его за ручки. — И Алеша, и Саша, и Оля — вот какие у меня мячики». Еще раз повторяется четверостишие, сопровождаемое игровыми движениями:
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 57.
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 54.
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики... (Дети прыгают.) Ножками топочут, Весело хохочут. (Топают, переступая с ноги на ногу, делают руками «фонарики».)
Далее воспитатель показывает детям иллюстрацию (дети идут в парах на прогулку) и рассказывает историю. Например: «Детки вышли на прогулку. Все встали в пары. Кто с кем стоит? (Называет имена детей.) А Даша одна. Дадим ей в пару куклу. Получилась пара лучше всех».
«И мы возьмем куклу на прогулку», — говорит воспитатель, показывая игрушку.
Физкультура. № 15-16
Задачи.Учить детей ходить и бегать, занимая всю площадь зала, не мешая друг другу. Учить прокатывать мячи под дуги; упражнять в ползании на четвереньках. Вызывать у детей чувство удовольствия от проделанных движений.
Материалы.Дуги, мячи.
Содержаниезанятия. Воспитатель дает возможность детям ходить и бегать самостоятельно, без него, чередуя ходьбу попеременно с бегом. Воспитатель подает сигналы, когда остановиться, когда бежать. Напоминает, чтобы они не наталкивались друг на друга, бегали по всей площади зала. По сигналу дети останавливаются и свободно располагаются по залу лицом к воспитателю и выполняют по его показу общеразвивающие упражнения:
1. Стоя, поднять руки в стороны, опустить руки: птички машут
крыльями. (Повторить 4—5 раз.)
2. Присесть, постучать пальцами рук по коленям: птички клю
ют зернышки. (Повторить 4—5 раз.)
3. Попрыгать на месте на двух ногах, легко как «воробушки».
4. Ходить за воспитателем по краю ковра или по периметру зала.
Дети становятся за линию (шнур, рейку), напротив них на расстоянии 1—1,5 м воспитатель ставит дуги. У каждого ребенка в руках мяч (диаметр 10—12 см).
Воспитатель объясняет и показывает, как дети будут катать мячи. Просит одного из детей показать все задание от начала до
конца. «Сейчас Алеша нам покажет, как надо выполнять упражнение», — говорит воспитатель. Ребенок прокатывает мяч под дугу и ползет за ним на четвереньках. Она хвалит ребенка: «Молодец, Алеша, хорошо прокатил мяч прямо в „воротики" и быстро догнал его».
После этого по сигналу воспитателя дети катят мячи под дуги и ползут за ними. Догнав мяч, они выпрямляются, поднимают мяч вверх и возвращаются обратно за линию (повторить 3—4 раза). Если детей в группе много, их можно разделить на две подгруппы, которые выполняют задание поочередно.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Птички и дождик». Она отмечает место — домик. Дети — птички, ходят, бегают, выполняют различные движения (приседают, «клюют зернышки» и т.д.) по всему залу. По сигналу: «Дождик» все «птички» должны спрятаться в домик — круг, ограниченный шнурами на одном конце зала (повторяется 2—3 раза).
В конце занятия спокойная ходьба за воспитателем, с подниманием рук в стороны и опусканием их: «птички летают».
Конструирование. «Дома на Машиной улице»
Задачи.Учить строить домик по готовому образцу, называя детали строительного материала, их цвет; активизировать словарь детей за счет прилагательных: большой—маленький, глаголов: положи, поставь. Воспитывать желание заниматься, по предлагаемому сюжету создавать простые постройки.
Материалы.Строительный материал: кубики, призмы.
Содержание занятия. Дети (4-6 чел.) рассаживаются вокруг стола, воспитатель предлагает детям погулять вместе с Машенькой по улице, на которой заранее построены большие и маленькие дома (см. рис.).
Дети рассматривают дома, называют детали, их цвет. Затем воспитатель предлагает еще построить много маленьких домиков из кубиков и призм разного цвета, чтобы получилась длинная улица, просит детей взять из общей коробки по одному кубику и одной призме и предлагает построить много маленьких домиков (на кубик положить призму). В процессе выполнения задания воспитатель закрепляет с детьми название деталей и их цвет, подбадривает детей, помогает тем, кто не справляется. Приговаривает: «Это чей, это чей новый дом из кирпичей? Это дети строят дом, чтобы куклы жили в нем!»
Далее воспитатель выравнивает домики, приговаривая: «Вот какая красивая длинная улица получилась», и предлагает построить пешеходный переход из желтых и зеленых кирпичиков. Выкладывая их, объясняет, для чего нужен переход, обыгрывает с матрешкой: «Вот так Машенька переходит через улицу, по переходу. И вы, дети, переходите дорогу с мамой, папой только по переходу, вот так (вновь обращает внимание как переходит дорогу Машенька). А по улице ходят машины, мы уже с вами строили машинки, давайте еще раз попробуем построить много машин. Дети, возьмите по одному кубику. Дима, что у тебя в руке? Какого цвета? А у тебя, Алеша? (Дети называют деталь и ее цвет.) Положите кубик на стол, вот так — это будет кабина. А сейчас возьмите из коробки кирпичик и положите его за кубиком маленькой узкой стороной — это будет кузов. Машины останавливаются перед переходом, чтобы люди смогли перейти на другую сторону улицы. Вот какая широкая, красивая Машина улица, на ней построено много домиков и ходит много машинок. А Машенька любит гулять по улице с подружками, возьмите за руки подружек и погуляйте вместе с ними по улице». Дети берут маленьких матрешек и «гуляют» по улице.
Рисование. «Веселые петрушки»
Задачи.Вызывать у детей интерес к рисованию красками, воспитывать доброе отношение к игровым персонажам и желание помогать им; учить детей рисовать на бумаге различных оттенков;
промывать кисточку после использования красок разных цветов рисовать на всем листе мазками, полосками, кругами.
Материалы.Перчаточная кукла Петрушка; тонированные в разные цвета альбомные листы бумаги; белые листы с прорезными силуэтами Петрушек с мячами (см. рис.); краски гуашь (красная, желтая, зеленая, синяя, белая); кисточки; баночки для промывания кистей; салфетки; домик с колокольчиком от кукольного театра; маленький мячик и большой разноцветный надувной мяч.
Содержание занятия.Воспитатель ставит на отдельный стол домик, в котором спрятался Петрушка. Привлекает внимание детей звоном колокольчика и говорит: «В этом домике живет веселый Петрушка. Он любит играть в мячик и знает, что дети тоже это любят. Ему очень захотелось подружиться с вами».
Воспитатель достает из домика Петрушку, который здоровается с детьми: «Здравствуйте, дети, я снова пришел к вам и хочу поиграть с вами в мяч». Бросает им маленький мяч, который они ловят. Игра повторяется два-три раза.
Затем воспитатель привлекает внимание детей стуком в дверь. «Кто-то еще пришел к детям в гости. Оказывается, это много Петрушек, которые тоже хотят поиграть с детьми», — говорит он.
Воспитатель показывает детям листы бумаги с прорезными силуэтами Петрушек с мячами и обращает внимание детей на то, что У них нет красивых костюмов. «Почему так получилось?» — спрашивает он. «Мы играли на улице с мячами и испачкали свои костюмы. А нам так хотелось прийти в гости чистыми и нарядными. Помогите нам, дети. Сделайте наши костюмы снова красивыми», — просят Петрушки.
Воспитатель предлагает детям нарисовать для них костюмы. Для этого надо выбрать тонированную бумагу, кисточки, краски. В процессе рисования воспитатель объясняет, что надо порисовать одной краской и затем промыть кисточку чистой водой (показывает, как надо это делать). Дети начинают рисовать, используя различные цвета красок.
После того как дети по всему листу нарисуют мазки, линии, пятна, воспитатель забирает у них кисти с красками и говорит, что все ребята постарались нарисовать друзьям Петрушки очень красивые костюмы, в которые они хотят нарядиться. Петрушка тоже хвалит детей за старание. Воспитатель накладывает на каждый рисунок ребенка прорезной силуэт Петрушки с мячом. «Какие красивые наряды нарисовали дети!» — восклицает он.
В конце занятия воспитатель располагает все силуэты Петрушек на столе так, чтобы дети могли увидеть, какие красивые костюмы они нарисовали. Петрушка тоже хвалит детей и радуется, что его друзья снова стали красивыми и веселыми. «А я для вас, дети, принес подарок — большой надувной разноцветный мяч. Вот такой (показывает). Давайте с ним вместе поиграем», — приглашает Петрушка детей. Он играет вместе с ребятами.
мет, последний начинает интенсивно вращаться. Дети с интересом наблюдают за кружением игрушки.
Педагог раздает малышам шары, кубы, призмы и пр. Дети рассматривают их.
— У Кати шарик большой зеленый, у Жени — желтый маленький, у Вити — зеленый большой шар, а у Любы — «кирпичик», — отмечают малыши вместе с воспитателем.
Дети поочередно складывают игрушки в фонарик. Взрослый закручивает стропы, а затем отпускает. Дети становятся свидетелями красочного зрелища. Когда фонарик прекратит вращение, каждый малыш берет первый попавшийся ему предмет. Тут же отмечается, какой предмет достал ребенок: как называется, какой величины и формы. Игра повторяется.
Педагог предлагает разложить шарики, кубики, колечки и пр. в соответствующие коробочки и поиграть с ними: кольца нанизываются, шары прокатываются, из кубиков строится башенка, из кирпичиков — заборчик и т.п.
Речь. «Живет в норке, грызет корки»
Действия с предметами. «Волшебный фонарик»
Задачи.Закреплять представления детей об объемных геометрических фигурах: кубе, шаре, кольце и др. Способствовать накоплению практического опыта действий с предметами, ориентируясь на их форму и физические свойства, — шар катается, строить можно из кубиков, а из шаров нельзя — они не устойчивы и т.п.
Материалы. «Фонарик» в форме круглой коробки без крышки (диаметр 40—50 см), прикрепленный на цветных шнурках к кронштейну или специальному устройству для подвешивания игрушек (на уровне глаз стоящего ребенка); разного цвета и величины кубы, шары, кольца, «кирпичики», цилиндры и др.
Содержание занятия.Педагог показывает малышам занимательный предмет: «Это — „фонарик". Посмотрите, как он умеет кружиться», — говорит взрослый и с этими словами закручивает стропы игрушки в одну сторону, когда воспитатель отпускает пред-
Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительное движение; подражать речи взрослых. В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Игрушки мышки (3-4 мышки расставляют на видных местах в группе). Корзиночка, салфетка.
Содержание занятия.Воспитатель вносит закрытую салфеткой корзиночку, в которой сидит мышка. Раздается звукоподражание: «пи-пи-пи». Воспитатель обращается к детям: «Кто это там пищит? Кто так голос подает? Маленькая, серенькая, живет в норке, грызет корки. Это... (появляется игрушка) мышка».
Мышка: «Я мышка. Живу под полом, боюсь кошки».
Воспитатель: «Кто это под полом скребется, а кошки боится? Мышка! (Вместе с детьми.) Мышка серенькая, маленькая. У нее маленькие ушки и длинный хвост. Покажите ушки у мышки. Покажите хвост (подносит мышку по очереди к детям. Предлагает погладить ее и показать уши, глазки, носик и хвост). Что это у мышки? (Показывает уши, глаза, нос, хвост.)»
Далее воспитатель предлагает детям: «Сейчас вы все как будто мышки. Мышки бегают, пляшут, платочками машут, песенки распевают: пи-пи-пи». (Выразительные движения и звукоподражания вместе с детьми. Повторить 3-4 раза.)
Затем организуется игра: «Мышки боятся кошки. Увидели кошку, убежали, спрятались в норку. Тихо-тихо сидят, спряталась кошка — мышки выскочили опять. (Повторить 3 раза.) В домике мышки не боятся кошки. Песенки поют: пи-пи-пи (вместе с детьми 3— 4 раза). У нашей мышки есть подружки. Поищем их. Перемещаются по группе. Где спрятались мышки? Кто нашел? Что это у мышки (уши, хвост, нос, глазки)».
Лепка. «Испечем баранки, калачи»
Задачи.Развивать у детей игровой замысел; передавать форму путем скатывания столбика и свертывания его в виде кольца.
Материалы.Пластилин; клееночки; подносы; семеновская народная игрушка Матрешка; перчаточная кукла Петрушка; самовар, чашки с блюдцами (игрушечные); вылепленные воспитателем 2—3 баранки, калачи.
ПО |
Предварительная работа.Игры с народными игрушками; рассматривание книжек; чтение потешек; пение песенок; игры с угощением кукол.
Содержание занятия.Воспитатель говорит: «Ребята, к нам в гости пришли Петрушка с Матрешкой, будем угощать их баранками и калачами. Вот такими (показывает детям). Но у меня их очень мало. Давайте, слепим все вместе много баранок, калачей. У нас получится хорошее угощение для наших гостей». И затем воспитатель показывает приемы лепки, свертывая вылепленный столбик в виде кольца («баранки», «калачи»), и предлагает детям самостоятельно лепить («баранки», «калачи»). В процессе лепки обращает внимание на разнообразие форм («баранки» похожи на кольца, «калачи» — на овал). Воспитатель предлагает брать кусочки пластилина и лепить «баранки», «калачи», чтобы они понравились Матрешке и Петрушке.
Вылепленные угощения дети складывают на поднос, а воспитатель читает потешку, угощая Матрешку и Петрушку:
Ани-бани-барабани, Едет Маша на баране. — Тпру, тпру, не скачи, Продаются калачи, Калачи горячи, На, Ванюша, получи!1
Затем повторяет ее, а дети подговаривают.
«Вот какое угощение дети слепили для гостей, а теперь можно налить им чаю из самовара», — говорит воспитатель и наливает его в чашки. Он предлагает детям принять в этом участие: «наливать чай из самовара, ставить чашки на стол перед Матрешкой и Петрушкой». Воспитатель поддерживает у детей желание играть, угощать гостей баранками, калачами. Вновь повторяет потешку, вызывая у детей желание ритмично произносить: