Познавательные (дидактические) игры
-специально созданные ситуации, из которых ученикам предлагается найти выход.
-функции: активизируют познавательные процессы, воспитывают интерес и внимательность, развивают способности, любознательность, закрепляют знания, умения, учат действовать по правилам.
- виды: сюжетно –ролевые, игры-упражнения, игры- драматизации, игры-конструирования;
- структура: мотивационный компонент(интересы, мотивы, побуждающие к игре), ориентировочный(выбор средств), исполнительный( действия, операции), контрольно-оценочный(коррекция и стимулирование активности)
Вывод: И наглядные, и практические методы широко применяются на всех этапах педагогического процесса. Они позволяют сделать процесс обучения более интересным, доступным, практически направленным.
Урок - основная форма обучения. Тины уроков. Структура урока. Требования к уроку. Разновидности уроков на современном этапе. Этапы подготовки учителя к уроку.
1) Понятие формы обучения.
Форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения.
Историческоеразвитие форм обучения:
История развития школы знает различные системы обучения:
-1. индивидуальная(в античных государствах),
-2. индивидуально-групповая(в школах Средневековья),
-3.взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии), Белл-ланкастерская система взаимного обучения(18-19 в.) Суть- старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Основатели- английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер.
- 4. дифференцированного - обучение по способностям учеников (мангеймская система)
Маннгеймская система ( в Европе, г. Мангейм)- учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, сильных и средних . Основатель- Йозеф Зиккенгер.
- 5. американский «план Трампа», разработанный профессором Ллойдом Трампом.
Суть - максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации: согласно которому 40% времени ученики проводили в больших группах (100—150 человек), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.
-6 .неградуированные классы( ученик по одному предмету может учиться по программе пятого класса, а по другому предмету бать в 3 классе)
- 7. «открытые школы»: обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ведёт к разрушению самого института «школа».
- 8. Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, предложенная в начале XX века учительницей начальных классов Э. Паркхерст (1887—1973) в американском городе Дальтоне. Особенности Дальтон-плана следующие: детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередования изучаемых предметов, использования собственного рабочего времени. В начале года каждый ученик составлял с учителем контракт на самостоятельное изучение определенного материала. Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях, поэтому Дальтон-план имеет и другое название — лабораторный план. В 20-х годах эта форма под названием бригадно-лабораторной охватила и наши школы. Она включала: 1) общую работу со всем классом; 2) коллективную работу бригады (группы учеников); 3) индивидуальную работу каждого ученика. Со временем от этой формы обучения отказались и школа возвратилась к испытанной классно-урочной форме.
-9. бригадно-лабораторный метод (задание давалось бригаде, звену), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе),
Метод проектов.
Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке Ее контуры очертили голландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойолой, а теоретические основания подвел Я. А. Коменский.
Классно-урочную форму отличают следующие особенности:
— постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
— работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения);
— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); <//- постоянное чередование уроков (расписание);
— руководящая роль учителя (педагогическое управление);
— различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
преимущества:
-отличается более строгой организационной структурой;
-экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников;
-создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников.
недостатки:
-опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.
2) Я.А.Коменский обосновал классно-урочную форму обучения (принцип природосообразности)
-классная- обучается определенная группа детей по возрасту и постоянного состава,
-урочная- ограничена по времени, каждый урок является продолжением предыдущего.
Классно-урочная форма является главной (основной). Кроме нее, современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружковые занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учеников и др.
. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя.
Среди общих требований,, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. «
2. Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил.
3) Урок позволяет:
-систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину,
-применять разнообразные методы обучения,
-сочетать работу учащихся под руководством учителя с самостоятельными занятиями,
-сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы.
4)Типы уроков.
Каждый урок отличается конкретными задачами и содержанием, что служит выделением типов урока:
-комбинированный урок (сочетание различных видов деятельности),
-урок сообщения новых знаний,
-обобщающий урок,
-контрольный урок,
-урок-экскурсия.
5)Структура урока.
Соотношение частей и последовательность их проведения определяют структуру урока:
-организационное начало урока,
-вводно-подготовительная часть (сообщение цели, задачи урока, ОРУ)
-основная часть урока (реализация задач урока),
-заключительная частьурока (подведение итогов, домашнее задание (методика задавания дом. задания), восстановление организма).
6)Требования к уроку:
-на уроке должны решаться образовательные, воспитательные, развивающие задачи,
-урок должен иметь четко поставленную цель,
-плановость, четкость построение этапов урока,
-плотность урока (экономное распределение времени),
-соответствие принципам обучения,
-урок должен способствовать развитиюученика,
-установление межпредметных связей,
-формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания,
-формирование и развитие положительных мотивов учебно- познавательной деятельности, интересов, активности.
7)Разновидности уроков на современном этапе (почему необходимы разнообразные уроки)
-урок -конференция,
-урок-формула,
-урок-игра,
- урок-соревнование,
-театрализованные уроки,