Роль учителя и его подготовка в СССР
Цель: сформировать представления об активном процессе поисков путей создания демократической школы и переосмысления педагогических проблем в новых условиях социально-экономической, политической и культурной жизни России после Октябрьского переворота 1917 г.; показать созидательную роль учителя и неоднозначное отношение к нему в годы советской власти; раскрыть основные направления развития образования и педагогики в СССР 1917-1991 гг.
Задачи:студенты должны знать ведущие идеи и основные положения педагогических систем, концепций, теорий выдающихся отечественных педагогов 1917-1990-х гг.; уметь раскрывать политико-идеологическую направленность в разработке проблем образования и воспитания в советское время; характеризовать сущность социально-реформаторского течения в педагогике 20-40-х гг., оценивать роль и значение в педагогической теории и практике деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей советской педагогической мысли к определениям основных педагогических положений и категорий; оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи советской эпохи.
Основные понятия: единая трудовая школа; обязательное образование; «всеобуч»; демократизация школы; опытные станции Наркомпроса; воспитательная система; концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, цель воспитания – учет макро- и микроокружения ребенка; воспитание как организация жизнедеятельности, идея «воспитания ума», детский труд, творчество; педагогика как наука, ребенок – центр педагогического процесса; педология; типология учащихся; генетический метод; цель воспитания и принципы воспитательной работы; теория коллектива, идея связи социального обучения и воспитания с производственным и творческим трудом; теория семейного воспитания; культурно-историческая концепция; коммунарское движение; педагогика сотрудничества; педагоги-новаторы.
Персоналии: С.Т. Шацкий; В.Н. Сорока-Росинский; А.С. Макаренко; П.П. Блонский; Л.С. Выготский; В.А. Сухомлинский; И.П. Иванов; Е.Н. Ильин; В.Ф. Шаталов; И.П. Волков; Ш.А. Амонашвили.
Основные труды: С.Т. Шацкий «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915); «Годы исканий» (1924);«О том, как мы учим»(1928); П.П. Блонский «Задачи и методы новой народной школы» (1917); «Трудовая школа» (1919); «Педагогика» (1922); «Основы педагогики» (1925); А.С. Макаренко «Марш 30 года» (1930); «Педагогическая поэма» (1933); «Методика организации воспитательного процесса» (1935-1936); «Цель воспитания» (1937); «Книга для родителей» (1937); «Методы воспитания» (1938); «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938); «Флаги на башнях» (1938); В.А. Сухомлинский «Разговор с молодым директором» (1965-1966); «Сердце отдаю детям» (1969); «Павлышская средняя школа» (1969); «Родительская педагогика» (1969); «Рождение гражданина» (1970).
Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий и технологий case-study, самостоятельная работа.
I. Теоретическая часть
План
1. Роль учителя в воспитании «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школа.
2. Педагогическое образование в СССР
3. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко. Их идеи об авторитете и мастерстве учителя.
4. Павлышская школа В.А. Сухомлинского.
5. Педагоги-новаторы (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов).
Основная литература
1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.
Дополнительная литература
1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.
2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.
3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.
4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.
5. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006.
6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.
7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.
8. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.
9. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html
10. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/
II. Практическая часть
1. Проанализируйте документы о единой трудовой школе РСФСР: Декларацию и Положение (см.: Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М., 1972, С. 71-81), сделайте выписки, акцентируя свое внимание на следующих аспектах:
а) демократизация и гуманизация школы;
б) политехнизация школы;
в) воспитательная роль труда.
2. Раскройте понятия: «единая», «трудовая» (школа).
3. Сравните содержание документов о единой трудовой школе РСФСР 1918 г. с содержанием документов об образовании 70-80-х годов ХХ века по вопросам:
а) цель и принципы государственной политики в области образования;
б) система образования;
в) социальные гарантии реализации прав граждан на образование;
г) управление системой образования;
д) роль учителя в решении образовательных задач;
е) оценка труда школьного учителя.
4. Подготовьте сообщения на следующие темы (по выбору):
– «Проблема воспитания самостоятельности и творческой активности в педагогике С.Т. Шацкого»;
– «Поиск С.Т. Шацким новых форм организации учебных занятий»;
– «Трудовая и общественная деятельность в процессе воспитания (по статьям С.Т. Шацкого)»;
– «Активные методы обучения», обеспечивающие высокое качество знаний (исследовательский метод) (по статьям П.П. Блонского);
– «Вклад С.Т. Шацкого и П.П. Блонского в подготовку учительских кадров»;
– «В.А. Сухомлинский – идеал советского учителя»;
– «Подготовка учителя в Тульском крае» (педучилище, педагогический институт, институт повышения квалификации);
– «Педагогическая деятельность учителей-новаторов (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов)».
5. Ответьте на следующие вопросы:
1) Подумайте, можно ли считать, что А.С Макаренко создал педагогическую систему, наиболее полно отвечающую потребностям строительства социализма в нашей стране в 30-е года.
2) Согласны ли Вы с положением А.С. Макаренко «коллектив и производительный труд – ключевые звенья педагогической системы»? Обоснуйте свой ответ.
3) Что означают следующие понятия, введенные в педагогику А.С. Макаренко: «проектировка личности», «идея завтрашней радости», «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного педагогического действия», «дисциплина торможения», «дисциплина борьбы и преодоления», «труд-нейтральный» и «труд-забота»?
4) На конкретных примерах покажите, как развивались идеи А.С. Макаренко в опыте В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского и др.
Задания творческого характера (выполняются в микрогруппах по 3 человека)
1. Подберите историко-педагогические тексты (из работ С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского) для хрестоматии по одной из указанных ниже проблем:
1)Цель и задачи воспитания
2)Факторы развития личности
3)Роль школы в воспитании личности
4)Трудовое воспитание
5)Нравственное воспитание
6)Требования к учителю (воспитателю)
Обязательно укажите автора, название работы, год её написания, страницы цитируемого источника. Объём отрывка из текста не должен превышать 2-3 страниц. По каждой проблеме желательно подобрать материал из различных работ 3 авторов.
2. Подготовьте презентации на следующие темы (по выбору):
· «Воспитательная система С.Т. Шацкого»
· «Основные принципы педагогической системы А.С. Макаренко»
· «Педология П.П. Блонского»
· «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского»
· «Павлышская школа В.А. Сухомлинского»
· «Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогике В.А. Сухомлинского»
· «Педагоги-новаторы 70-80-х годов ХХ века»
Тема 11.