Сильфида (Пьер Лакотт) | La Sylphide (Jean-Madeleine Schneitzhoeffer) 2004 г
Режиссер: Пьер Лакотт
Описание: Автор балета - Жан Мадлен Шнейцхоффер (Шнейцгоффер)
Либретто А. Нурри
Балетмейстер Ф. Тальони.
Первое представление: Париж, «Гранд-Опера», 12 марта 1832 г.
Действующие лица:
Сильфида. Джемс Рюбен, крестьянин-шотландец. Анна Рюбен, его мать. Эффи, крестьянка. Гюрн, крестьянин-шотландец. Старая Мадж, ведьма. Сильфиды, шотландские крестьяне, старики, ведьмы, звери.
История воссоздания одного из самых выдающихся балетов эпохи романтизма вполне романтическая. Завещание внука Марии Тальони открыло путь к ее архиву, однако оказалось, что он был рассеян. После трехлетних изысканий в музеях, библиотеках и т. д., а также бесед с бывшим собственным "частным" педагогом Любовью Егоровой, которая помнила рассказы последнего петербургского партнера Тальони Христиана Иогансона, замысел Лакотта обрел реальные очертания. А замысел был грандиозен: он хотел восстановить балет "Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, поставленный в 1832 г. в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины всех времен и народов Марии Тальони.
Открытием "Музыкальной молодежи Франции" стали будущие всемирно известные танцовщики Гилен Тесмар и Микаэль Денар. Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее знаменитую реконструкцию.
"Сильфида" возродилась к новой жизни в качестве фильма-балета. На следующий день после того, как его показало французское телевидение, все трое - Лакотт, Тесмар (Сильфида) и Денар (Джеймс) проснулись знаменитыми. И вскоре получили приглашение воспроизвести эти танцы уже на сцене Парижской оперы, что и было сделано в том же 1972 г.
Пьер Лакотт стал балетмейстером и солистом (до 1977 г. ) балетной труппы Парижской оперы, куда также были приняты Тесмар (в 72 м г. в ранге этуали) и Денар (в 65-м, этуаль - с 71-го), и почувствовал вкус к восстановлению старинных балетов.
Балеты, реконструированные Пьером Лакоттом
"Сильфида" - Парижская национальная опера, Токийский балет, театр Колон (Буэнос-Айрес), Национальный театр (Прага), Балет Бостона (показал спектакль на гастролях в Нью-Йорке), Балет Монте-Карло, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1979 г. ), Римская опера, Финский национальный балет (1997 г. ), Муниципальный театр Рио-де-Жанейро
"Коппелия" Л. Делиба (хореография А. Сен-Леона) - Парижская опера (1973 г. ), Балет Шанхая (Китай, 2002 г. )
Па де сис из балета "Маркитантка" Ц. Пуни (хореография А. Сен-Леона) - Парижская опера, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), 1979 г.
Па де де из балета "Бабочки" на музыку Ж. Оффенбаха (единственная постановка М. Тальони) - Парижская опера (1976 г., исполнял сам с Доминик Кальфуни), театр имени Кирова (1979 г. )
"Качуча" из балета "Хромой бес" К. Жида (хореография Ф. Эльслер по Ж. Коралли) - театр имени Кирова (1979 г. )
"Дева Дуная" А. Адана (хореография Ф. Тальони) - театр Колон (1978 г. )
"Жизель" А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, костюмы и декорации первой - 1841 г. - постановки) - балет Реннской оперы (Страсбург, Франция, 1978 г. ), Балет Монте-Карло, Национальный балет Нанси (Франция)
"Натали, или Швейцарская молочница" А. Гировеца и Карафы ди Колобрано (хореография Ф. Тальони) - Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д.Касаткиной и В. Ю.Василева, 1981 г.
"Марко Спада" Д. Обера (хореография Ж. Мазилье) - Римская опера (1981 г. ), Парижская опера (1985 г. ) (заглавная роль создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере в обоих театрах)
"Гитана" на музыку И. Шмидта, Д. Обера и Ж.Стефани (хореография Ф.Тальони)- варшавский Большой театр (1993 г. )
"Тень" Л. В.Маурера (хореография Ф. Тальони) - Балет Нанси (1993 г. )
"Озеро фей" на музыку Д. Обера (хореография Ф. Тальони) - Берлинская государственная опера (1995 г. )
"Лебединое озеро" П. Чайковского (хореография М. Петипа, Л. Иванова) - Национальная опера Бордо (1976 г. ), Балет Нанси (1998 г. )
"Дочь фараона" Ц. Пуни (хореография М. Петипа) - Большой театр (Москва, 2000 г. )
"Щелкунчик" П. Чайковского (хореография Л. Иванова) - Афинская национальная опера (2000 г. )
"Пахита" Л. Минкуса (хореография Ж. Мазилье и М. Петипа) - Парижская опера (2001 г. )
"Жар-птица" И. Стравинского (хореография М. Фокина) - Школа при Парижской опере (1991, 2000 гг. )
"Видение розы" на музыку К. М. фон Вебера (хореография М. Фокина) - Парижская опера (1997 г.
"Половецкие пляски" (из оперы "Князь Игорь" А. Бородина, хореография М. Фокина) - Балет Монте-Карло (1986 г. )
Для французского телевидения поставил оперу-балет "Галантная Европа" А. Кампра и балет "Дама с камелиями" на музыку Дж. Верди (1977 г. )
Преподавал в Национальной консерватории, был педагогом-репетитором в Опере.
В 1985 г. вместе со своей женой Гилен Тесмар возглавил только что созданную труппу Балет Монте-Карло, для которой поставил балеты Te Deum на музыку Ж. Бизе и "Двадцать четыре часа из жизни женщины" на музыку Э. Нике (по новелле С. Цвейга).
В 1988 г. стал артистическим директором балетной труппы Оперы Вероны (Италия).
В 1991-99 гг. возглавлял труппу Национальный балет Нанси и Лоррена.
В соавторстве с Жаном-Пьером Пастори написал книгу о балете - "Традиция" (Editions Favre, 1987
Является Командором ордена "За заслуги в литературе и искусстве".
Лакотт в России
В 1977 г. в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы - они проходили на сцене Большого театра - впервые был показан балет "Сильфида" в постановке Лакотта (с участием все тех же Гилен Тесмар и Микаэля Денара).
В 1979 г. он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета (Сильфида - Любовь Гершунова, Джеймс - Анатолий Бердышев).
В том же году подготовил программу Вечера старинной хореографии в ленинградском театре имени Кирова (танцевали ведущие артисты труппы, в том числе Алла Сизова, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева).
В 2000 г. поставил "Дочь фараона" в Большом театре.
В 2006 г. поставил балет "Ундина" Ц. Пуни (хореография Ж. Перро, М. Петипа) в Мариинском театре.