Закономерности педагогического процесса 1
В закономерностях, напомним, отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследования можно заключить, что в столь «ножной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных свя-юи и зависимостей. Подобные системы десятком-другим закономерностей не описываются.
Нам известно, что для изучения определенного типа связей ныделяются системы, в которых эти связи проявляются наиболее отчетливо. Исследование всех связей требует создания многочисленных систем, образуя которые приходится, образно говоря, «поворачивать» систему педагогического процесса все но-иыми и новыми гранями. Общее представление о важнейших связях педагогического процесса дает система, выделенная по интегративному (объединяющему все части) критерию. Процесс анализируется на уровне крупных блоков и существующих между ними связей.
Когда связи выявлены и изучены, в особых комментариях I они не нуждаются. Законы, их выражающие, — это спрессо-' ванная информация. Нужно уметь наполнять ее живым практическим смыслом.
Вдумчиво и внимательно изучайте общие закономерности педагогического процесса. Постарайтесь не просто заучить, но понять их всеобъемлющее действие. Для этого под каждую закономерность подведите известные вам факты, примеры, а также попытайтесь найти закономерное объяснение тем событиям, которые вы еще недавно наблюдали в школьном педагогическом процессе.
Среди общих закономерностей педагогическо-1 го процесса выделяются такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный
III. Заполните пропуски |
результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом про
цессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят
от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды;
3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) приме
няемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес
сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педа
гогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирую
щих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педаго
гического процесса зависит от: 1) действия внутренних стиму
лов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интен
сивности, характера и своевременности внешних (обществен
ных, педагогических, моральных, материальных и других) сти
мулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и
практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-
воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и ка
чества чувственного восприятия; 2) логического осмысления
воспринятого; 3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и
внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность пе
дагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической
деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной
деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зави
сят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей
(материально-технические, экономические и другие) общества;
3) условий протекания процесса (морально-психологические,
санитарно-гигиенические, эстетические и другие).
Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.
Динамика педаго- Величиной преды- И
гического про- дущих изменений
цесса
Развития личности ................................. И 1) наследственностью;
2) воспитательной и учебной средой; 3) включением в деятельность; 4) применяемыми средствами
Управления Эффективностью пе- И ......................................