Оценка функциональных возможностей кардиореспираторной системы детского организма

Кардиореспираторная система обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, которое осуществляется нервной и гуморальной регуляцией функций организма. О функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем судят по различным внешним проявлениям их деятельности. Основную роль в регуляции деятельности данных систем имеет вегетативная нервная система [11].

Регуляция деятельности внутренних органов, сосудов, желез внутренней секреции осуществляется вегетативной (автономной) нервной системой,которая представлена 3 отделами:

1) парасимпатическим-представлен блуждающим нервом, который угнетает функции организма;

2) симпатическим-представленсимпатическим нервом, который усиливает функции.

3)метасимпатическим представлен нервными узлами, которые находятся в стенках самих органов и участвуют в процессах их саморегуляции.

На функции кардиореспираторной ситемы у детей большое влияние оказывает симпатический нерв, в связи с чем у них регистрируются высокие показатели ЧСС, дыхания и т.д. Влияние блуждающего нерва проявляется позднее.

Сердце ребенка растет неравномерно- наиболее энергично в первые два года жизни и в конце подросткового периода. У детей раннего возраста сосуды относительно широкие- это облегчает процессы кровообращения. С 5 до 11-12 лет между растущим сердцем и просветом сосудистого русла сохраняются стабильные отношения, но в подростковый период наблюдается гетерохронность-миокард усиленно растет, в то время как рост диаметров сосудов происходит медленне, поэтому, у подростков наблюдается повышение АД («юношеская гипертония») [12].

При изучении состояния сердечно-сосудистой системы используют следующие показатели:

ЧСС (частота сердечных сокращений)− это та частота, с которой сокращается сердце. Определяется в области сердца.

Пульс-это ритмические колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы. Определяется пальпаторно на запястье. У годовалых детей ЧСС=120-140 уд/мин, у 5-летних он составляет 100 уд/мин, у 15- летних− 80 уд/мин. У взрослого человека ЧСС составляет 60-80 уд/мин. Если пульс в спокойном состоянии ниже 50 уд/мин- это состояние называется брадикардией, а более 90 уд/мин− тахикардией.Нарушение ритма сердечной деятельности наблюдается приаритмии(очень опасна, т.к. может привести к остановке сердца) [12].

Артериальное давление (АД)−это давление крови, создаваемое сердцем на стенки артериальных сосудах организма. Его величина зависит от работы сердца, вязкости крови, сопротивления сосудов и количества крови, пола, возраста, комплекции человека, образа жизни и т.д.

Артериальное давление выше 150 мм.рт.ст. называется гипертонией, ниже 90 мм.рт.ст.− гипотонией.

Методы определения артериального давления: метод Короткова (аускультативный) и Риварочи. Артериальное давление колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла, в связи с чем различают:

Систолическоеилимаксимальное давление (СД)− это давление крови, создаваемое сердцем в период систолы. У годовалого ребенка СД= 85 мм.рт.ст., у подростка 118мм.рт.ст, у взрослого человека в спокойном состоянии 120-130 мм.рт.ст.

Диастолическоеилиминимальное давление (ДД)− это давление крови, создаваемое сердцем в период диастолы. В норме оно составляет 60-80 мм.рт.ст.

Пульсовое давление (ПД)−это разность между величиной систолического и диастолического давления. В норме оно составляет 40-60 мм.рт.ст.

Систолический объем крови (СОК)− это количество крови, выбрасываемое желудочками сердца за одну систолу (сокращение). В норме, в покое оно составляет 40-70мл.

Минутный объем крови (МОК)− это количество крови, выбрасываемое желудочками сердца за одну минуту. В норме, в покое оно составляет 3,5-5л/мин.

Функциональная проба− это дозированное воздействие на организм человека, позволяющее наблюдать компенсаторные реакции, возникающие на основе автоматического регулирования [14].

Оценку состояния системы кровообращения необходимо проводить в совокупности с изучением состояния дыхательной системой, как основного поставщика кислорода в организм и выделение продуктов дыхания из организма.

ЖЕЛ (жизненная емкость легких)- это максимальное количество воздуха, которое человек может однократно выдохнуть после максимального вдоха. В среднем она составляет 3000 мл и зависит от роста, пола, возраста, степени тренированности, состояния здоровья и т.д. ЖЕЛ измеряется с помощью спирометра или расчетным способом.

Спирометрия− это метод определения ЖЕЛ и составляющих ее объемов воздуха. У детей спирометрию проводят с 5 лет.

Частота дыхания (ЧД)− это количество дыхательных движений, которое осуществляет человек в одну минуту. У новорожденного ЧД составляет 60/мин, но с возрастом она урежается и у взрослого человека она составляет 14-18/мин.

Физическая работоспособность-это способность человека мобилизовать максимальное количество энергетических ресурсов и, экономно их расходуя, достигать качественного выполнения физической работы [1, 11].

Лабораторная работа № 5

Тема: «Влияние физической нагрузки на основные показатели работы сердца»

Цель работы: получить навыки измерения пульса и величины артериального давления. Изучить влияние физической нагрузки на основные показатели работы сердца.

Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, калькулятор.

Ход работы:

1.Подсчитайте частоту сердечных сокращений в покое в течение 1 минуты. Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными данными Вашего возраста (Таблица 6).

Таблица 6

Наши рекомендации