Введение. Коновалова Жанна Викторовна
Коновалова Жанна Викторовна
Научный руководитель -
доцент кафедры ПОР
Гаврилец Наталья Викторовна
Волгоград - 2007
План выпускной квалификационной работы.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного
разрешения в подростковых группах. 6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях. 6
1.2. Сущность, функции и структурные компоненты конфликта в
подростковой группе. 16
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой группе. 30
Выводы 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта
конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе. 44
2.1. Диагностическая и опытно-экспериментальная работа в подростковой группе. 44
2.2 Рекомендации по процессу педагогического формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков. 58
Выводы 68
Заключение 71
Литература
Приложения
Приложение 1. (Система формирования готовности подростков к конструктивному разрешению конфликтов)
Приложение 2. (Тренинговые упражнения)
Приложение3. (Табличные данные с результатами первичной и вторичной диагностик)
Приложение 4. ( Диагностические методики)
Приложение 5. ( Содержание учебного курса «Теоретические основы конфликтологии)
Приложение 6. ( Методика «Драматизация конфликта»)
Приложение 7. ( Рекомендации по тактике обращения с сопротивлением подростков конструктивному урегулированию конфликта)
Введение
Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.
В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.
В связи с этим актуализируется задача создания психолого-педагогических условий для формирования у подростков опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов.
Процесс урегулирования конфликта проходит с участием третьей стороны, в качестве которой в ученическом конфликте выступает или школьный психолог или педагог. В связи с этим, важным моментом является психолого-педагогическая компетенция педагога в вопросе конструктивного урегулирования конфликтов.
Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школе педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.
Подростки являются активными участниками жизни общества взаимодействующими с различными социальными группами, но не всегда обладают достаточными знаниями и опытом, для того чтобы осуществлять это взаимодействие максимально эффективно и правильно, как правило, линия поведения у человека этого возраста достаточно однообразна, в связи, с чем большинство подростков вступают в частые конфликты с окружающими.
Таким образом, возникает проблема обучения подростков выбору оптимальной линии поведения приводящей к конструктивному разрешению конфликтов или их предотвращения.
Цель нашего исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.
Объект исследования – подростковая группа.
Предмет исследования – процесс формирования и психолого-педагогические условия опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе будет эффективен при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий:
- создании комфортного психолого-педагогического климата в малой подростковой группе, предоставляющего широкие возможности для формирования опыта конструктивного разрешения конфликта;
- наполнении содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения;
- описание механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов, как среди подростков, так и среди педагогов.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему конфликта в философских и психолого-педагогических, исследованиях.
2. Раскрыть структуру, сущность и функции конфликта в ученическом коллективе.
3. Описать механизмы и систематизировать методы формирования опыта конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе.
4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия и разработать методические рекомендации по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди подростков.
Методы дипломного исследования. Решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы; диагностические; экспериментальные, методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в средних общеобразовательных школах г. Волгограда Дзержинского района МОУ СОШ №101 и МОУ СОШ №89. В него были вовлечены 94 учащихся 8-ых классов, 14 педагогов.
Структура дипломной работы. Дипломное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем дипломной работы составляет 73 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 63 источника.