Введение. Коновалова Жанна Викторовна

Коновалова Жанна Викторовна

Научный руководитель -

доцент кафедры ПОР

Гаврилец Наталья Викторовна

Волгоград - 2007

План выпускной квалификационной работы.

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного

разрешения в подростковых группах. 6

1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях. 6

1.2. Сущность, функции и структурные компоненты конфликта в

подростковой группе. 16

1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой группе. 30

Выводы 41

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта

конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе. 44

2.1. Диагностическая и опытно-экспериментальная работа в подростковой группе. 44

2.2 Рекомендации по процессу педагогического формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков. 58

Выводы 68

Заключение 71

Литература

Приложения

Приложение 1. (Система формирования готовности подростков к конструктивному разрешению конфликтов)

Приложение 2. (Тренинговые упражнения)

Приложение3. (Табличные данные с результатами первичной и вторичной диагностик)

Приложение 4. ( Диагностические методики)

Приложение 5. ( Содержание учебного курса «Теоретические основы конфликтологии)

Приложение 6. ( Методика «Драматизация конфликта»)

Приложение 7. ( Рекомендации по тактике обращения с сопротивлением подростков конструктивному урегулированию конфликта)

Введение

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

В связи с этим актуализируется задача создания психолого-педагогических условий для формирования у подростков опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов.

Процесс урегулирования конфликта проходит с участием третьей стороны, в качестве которой в ученическом конфликте выступает или школьный психолог или педагог. В связи с этим, важным моментом является психолого-педагогическая компетенция педагога в вопросе конструктивного урегулирования конфликтов.

Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школе педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.

Подростки являются активными участниками жизни общества взаимодействующими с различными социальными группами, но не всегда обладают достаточными знаниями и опытом, для того чтобы осуществлять это взаимодействие максимально эффективно и правильно, как правило, линия поведения у человека этого возраста достаточно однообразна, в связи, с чем большинство подростков вступают в частые конфликты с окружающими.

Таким образом, возникает проблема обучения подростков выбору оптимальной линии поведения приводящей к конструктивному разрешению конфликтов или их предотвращения.

Цель нашего исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.

Объект исследования – подростковая группа.

Предмет исследования – процесс формирования и психолого-педагогические условия опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе будет эффективен при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий:

- создании комфортного психолого-педагогического климата в малой подростковой группе, предоставляющего широкие возможности для формирования опыта конструктивного разрешения конфликта;

- наполнении содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения;

- описание механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов, как среди подростков, так и среди педагогов.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему конфликта в философских и психолого-педагогических, исследованиях.

2. Раскрыть структуру, сущность и функции конфликта в ученическом коллективе.

3. Описать механизмы и систематизировать методы формирования опыта конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе.

4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия и разработать методические рекомендации по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди подростков.

Методы дипломного исследования. Решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы; диагностические; экспериментальные, методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в средних общеобразовательных школах г. Волгограда Дзержинского района МОУ СОШ №101 и МОУ СОШ №89. В него были вовлечены 94 учащихся 8-ых классов, 14 педагогов.

Структура дипломной работы. Дипломное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем дипломной работы составляет 73 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 63 источника.

Наши рекомендации