Создание баз данных и таблиц
Лабораторная работа № 1
Задание:
- создать базу данных «Школа», включающую таблицы «Улицы», «Классы», «Ученики», «Учителя», «Предметы»;
- заполнить таблицы данными.
1. Создание базы данных «Школа»
Загрузить Microsoft Access, в меню «Файл» выбрать команду «Создать», затем выбрать «Новая база данных». В окне «Файл новой базы данных» в поле «Имя файла» ввести «Школа», в поле «Тип файла» установить «*.accdb».
2. Создание таблиц «Улицы» и «Классы»
После создания базы данных появляется окно для включения в базу данных необходимых таблиц. Для создания таблиц предусмотрено три возможности: «Создание таблицы в режиме конструктора», «Режим таблицы», «Сводная таблица» (рис. 1).
Рис. 1
Таблица «Улицы» необходима в дальнейшей работе для быстрого введения адресов учеников школы. Так как она будет содержать только одно поле «Название улицы», то для ее создания можно использовать пункт «Режим таблицы». После выбора этого пункта введите названия 10 улиц (рис. 2). Переименуйте название поля, сделав двойной щелчок в его заголовке, на «Название улицы». При сохранении таблицы введите в качестве имени таблицы «Улицы».
Таблица «Классы» будет содержать одно поле «Название класса», поэтому ее можно создать так же, как и таблицу «Улицы». Введите названия классов: 1 «А», 1 «Б», …, 4 «А», 4 «Б», 5 «А», 5 «Б», 5 «В», …, 11 «А», 11 «Б», 11 «В» (предполагается, что в начальной школе только два класса: «А» и «Б»; после окончания 4-го класса учеников делят на три класса: «А», «Б», «В», класс «В» считается лицейным). Переименуйте название поля на «Название класса», сохраните таблицу под именем «Классы» (рис. 3).
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
3. Создание таблицы «Ученики»
Таблица «Ученики» будет содержать общую информацию об учащихся школы, для чего в ней необходимо создать поля «Код ученика», «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Класс», «Дата рождения», «Родитель-мать», «Родитель-отец», «Адрес-улица», «Адрес-дом», «Адрес-квартира», «Номер телефона». Данные для полей «Пол», «Класс», «Адрес-улица» легче будет вводить не вручную, а пользуясь соответствующим списком (содержащим значения «М» и «Ж») и таблицами «Классы», «Улицы». Поэтому для создания таблицы «Ученики» лучше использовать пункт «Создание таблицы в режиме конструктора», который предоставляет разработчику более широкие возможности.
После выбора пункта «Создание таблицы в режиме конструктора» введите названия полей и их типы (рис. 4). При задании типа для поля «Пол» выберите из списка пункт «Мастер подстановок», далее введите обозначении пола (рис. 5,6).
Рис. 5 Рис.6
При задании типа для поля «Класс» снова выберите «Мастер подстановок». В окне «Создание подстановки» выберите переключатель «Объект будет использовать значения из таблицы или запроса» (рис. 7); далее в новом окне выберите таблицу «Классы» (рис. 8).
Рис. 7 Рис. 8
В новом окне перенесите поле «Название класса» из списка «Доступные поля» в список «Выбранные поля» с помощью кнопки « > » (рис. 9); далее установите нужную ширину столбца и щелкните кнопку «Готово» (рис. 10).
Рис. 9 Рис. 10
Для типа поля «Адрес-улица» также с помощью мастера подстановок установите связь с полем «Название улицы» из таблицы «Улицы».
Перед закрытием конструктора сделайте поле «Код ученика» ключевым, для этого выделите название этого поля и в контекстном меню выберите «Ключевое поле». Сохраните таблицу под именем «Ученики».
4. Создание таблицы «Учителя»
Таблица «Учителя» будет содержать информацию об учителях школы, для чего в ней необходимо создать поля «Код учителя», «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Должность», «Специальность», «Дополнительная специальность», «Классное руководство», «Дата рождения», «Дата приема на работу», «Стаж педагогической работы». Создайте эту таблицу также в режиме конструктора (рис. 11). Для поля «Пол» установите фиксированные значения («М» и «Ж»), как и при создании таблицы «Ученики»; для поля «Классное руководство» с помощью мастера подстановок установите связь с полем «Название класса» из таблицы «Классы». Перед закрытием конструктора сделайте поле «Код учителя» ключевым, сохраните таблицу под именем «Учителя».
5. Создание таблицы «Предметы»
Таблица «Предметы» будет содержать информацию о предметах, изучаемых в школе в различных классах и статусе этих предметов (обязательный или факультативный), для чего в ней необходимо создать поля «Название предмета», «1 класс», «2 класс», «3 класс», «4 класс», «5 класс», «6 класс», «7 класс», «8 класс», «9 класс», «10 класс», «11 класс». Создайте эту таблицу в режиме конструктора (рис. 12), при этом в поле «1 класс» установите фиксированные значения «Обязательный» и «Факультативный» с помощью мастера подстановок. Так как поля «2 класс», …, «11 класс» будут иметь тот же тип, что и поле «1 класс», то можно скопировать поле «1 класс» 10 раз и переименовать его название на название других классов. Перед закрытием конструктора сделайте поле «Название предмета» ключевым, сохраните таблицу под именем «Предметы».
Рис. 11 Рис. 12
6. Заполнение таблицы «Ученики»
Для заполнения данными таблицы «Ученики» выберите в ее контекстном меню команду «Открыть». Введите произвольные сведения об учениках (для каждого класса около 20 учащихся).
Рис. 13
7. Заполнение таблицы «Учителя»
Для заполнения данными таблицы «Учителя» выберите в ее контекстном меню команду «Открыть». Введите следующие сведения об учителях школы:
Рис. 14
Рис. 15
8. Заполнение таблицы «Предметы»
Для заполнения данными таблицы «Предметы» выберите в ее контекстном меню команду «Открыть». Введите следующие сведения о предметах (рис. 18):
Рис. 18